Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Может сложиться так, что «Роснефть» и «Газпром» просто поделят Армению. На первый взгляд, конкуренция двух гигантов должна позитивно сказаться на экономической ситуации в Армении. Но для этого необходимо главное условие – государственный суверенитет, который и должен регулировать конкуренцию.

Инвестиции в обмен на суверенитет?
 
После встречи с премьер-министром России Дмитрием Медведевым в Сочи 24 февраля премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил, что обсуждался вопрос об инвестициях «Роснефти» в Армении и был заслушан доклад руководителя этого ведомства.
 
«Мы заслушали доклад президента «Роснефти» Игоря Сечина о проделанной работе. Предусмотрено инвестировать в Армению порядка 500 млн. долларов. В ближайшие недели мы предметно обсудим, какие условия нужны для этих инвестиций», - сказал армянский премьер.
 
После армяно-российских договоров в газовой сфере соглашение в химической сфере с «Роснефтью» было ожидаемым. В ходе последней пресс-конференции в 2013 году Тигран Саркисян заявил, что крупным инвесторам нужны долгосрочные гарантии. Это касается и «Роснефти», которая потребует от Армении не менее долгосрочных гарантий, чем «Газпром».
 
Примечательны в этой связи и отношения «Роснефти» и «Газпрома», которые конкурируют за первенство в России. Так что, «Роснефть» попытается не отстать от «Газпрома» в Армении и также получить долгосрочные гарантии.
 
Может сложиться так, что «Роснефть» и «Газпром» просто поделят Армению. На первый взгляд, конкуренция двух гигантов должна позитивно сказаться на экономической ситуации в Армении. Но для этого необходимо главное условие – государственный суверенитет, который и должен регулировать конкуренцию. Между тем, на примере «Газпрома» мы уже знаем, что условия для инвестиций для Армении означают отказ от части полномочий государственных институтов. Скажем, Армения обязалась не принимать законы и какие-либо акты, противоречащие интересам «Газпрома».
 
Где гарантии, что это не произойдет и в случае с «Роснефтью»? Так что, говорить об эффекте конкуренции в этом случае было бы наивно. Более того, речь идет не о конкуренции, а о механизме раздела Армении, который Москва пытается осуществить посредством двух компаний. То есть, в Армении может произойти смена власти – «Газпром» может сменить «Роснефть».
 
С одной стороны, то, что в Армению будет инвестировано полмиллиарда долларов, прекрасно, с другой инвестиции эти относительны, вернее, относительна субъектность Армении, потому что происходит сделка «инвестиции в обмен на суверенитет».
 
Иными словами, не Армения будет координировать инвестиции, а инвестиционные программы будут регулировать политику Армении. Чтобы представить себе угрозы национальной безопасности в этой связи, достаточно вспомнить, что и «Газпром», и «Роснефть» имеют крупные интересы в Турции и Азербайджане. Причем, «ценой» в этих странах не является суверенитет, как в Армении. И не исключается, что два этих гиганта попытаются использовать Армению в качестве инструмента для достижения своих экономических интересов в Турции и Азербайджане.