Нынешний визит саудовского наследного принца и министра обороны Салмана бин Абдул-Азиза Аль Сауда в Нью-Дели, судя по всему, несет в себе все признаки обычного саудовского королевского визита: большая делегация заполняет пятизвездочные отели, крупнейшие предприниматели наносят визиты вежливости приехавшим министрам в надежде получить нефтедолларовые контракты, политические лидеры раскатывают наикраснейшие из красных ковров и распределяют на местные нужды щедрые благотворительные пожертвования саудовцев.
Наследный принц в некотором смысле представляет тот знакомый образ находящегося в поездке старшего из саудовской королевской семьи. Но посмотрите еще раз и внимательно прислушайтесь к тому, что наследный принц и король Саудовской Аравии Абдалла говорят, и вы увидите нечто новое и чрезвычайно важное для мусульманского мира, в частности, для Южной Азии. Принц прибыл в Индию после остановок в Пакистане и Японии. В ходе этих визитов он последовательно изложил видение ислама, в котором присутствуют диалог и сотрудничество при одновременном отказе от экстремизма и конфликтов. Если это сообщение и может показаться банальным, то человек, который это сделал, отнюдь не зауряден, а его слова были подкреплены значимыми действиями.
Трудно переоценить то влияние, которым Саудовская Аравия обладает в широком мусульманском мире, особенно в далеких от арабского центра странах Южной и Юго-Восточной Азии. Если и есть какие-либо страны за пределами государственного влияния на ислам в Южной Азии, то это – Саудовская Аравия. К сожалению, слишком долго – в 1980-е и 1990-е годы – влияние Саудовской Аравии было негативным. Она финансировала ряд медресе в Пакистане, в которых, в конечном счете, зародилось движение «Талибан». Саудовцы финансировали также такие организации, как Всемирная ассамблея мусульманской молодежи и Всемирная исламская лига, распространявшие от Индии до Индонезии узкое, буквальное толкование веры, которое не смогло ни понять, ни объяснить многоцветие и сложность распространенного по всему миру ислама.
Даже более либеральные институты поддержали в то время возрождающий старые методы политический ислам. В 1979 году первая в истории премия «За служение исламу» Фонда короля Фейсала была вручена Сайиду Абулю Аля Маудуди, богослову и политическому исламисту Южной Азии, основателю пакистанской партии «Джамаат-и-Ислами», вдохновлявшему умы исламистов от Египта до Ирана, включая тех, кто выступал за насильственные государственные перевороты.
Маудуди умер в 1979 – судьбоносном для исламского мира году. В тот год Иранская Революция положила начало жесткой политической системе, при которой властью в государстве стало распоряжаться духовенство. В том же году Советский Союз вторгся в Афганистан, породив «джихад», вдохновивший десятки тысяч мусульманских мужчин поехать туда воевать. Иранская революция, в частности, напугала династию Саудов. Что ещё хуже, захват Большой мечети в Мекке в том же году группой боевиков подтолкнул саудовских руководителей к всемерной защите своих интересов.
В ответ, как бы показывая свою истинную исламскую сущность, правящая династия Саудитов решительно поддержала некоторые из наиболее радикальных течений в Афганистане и встала под знамена джихада Усамы бен Ладена 1980-х годов. Дома они передали министерство образования и судебную власть предвзятым проповедникам-ваххабистам. Для того, чтобы не дать развиться арабским националистическим течениям, Саудовская Аравия в течение многих лет импортировала из стран арабского мира учителей и профессоров из организации «Братья-мусульмане». Этот «ваххабитско-братский» дуэт создал токсичную смесь внутри страны. Именно этот ядовитый котёл выплавил 15 саудовских террористов – последователей Бен Ладена, угнавших самолеты в Америке и направивших их на башни-близнецы в Нью-Йорке в сентябре 2001 года, что, в итоге, доставило саудовскому государству очень большие проблемы в 2003-2006 годах. Эта «ваххабитско-братская» смесь также заразила финансируемые саудовцами панисламистские организации по всей Южной Азии.
Как многое изменилось за десять лет. Король Абдалла использовал это десятилетие для противостояния тем, кого он называет исламскими «извращенцами», злоупотребляющими насилием и нетерпимостью для инициирования конфликта. Он не только призвал к межконфессиональному диалогу, но и побудил некоторых ведущих богословов Саудовской Аравии возглавить эти усилия. Это имеет критически важное значение: не сложно предложить либералам на телеканале CNN поговорить в форме диалога, но заставить ваххабитских богословов пожать руки священникам и раввинам на международных конференциях – гораздо более значимо. Внимательное чтение речей короля Абдаллы раскрывает человека, глубоко обеспокоенного исламским «отклонением от норм» и увлеченного борьбой с ним.
Король выступил с необычной инициативой: основал в Вене (Австрия) Центр межрелигиозного и межкультурного диалога, который привлекает к серьезным межконфессиональным беседам как мужчин, так и женщин различных исповеданий: ислама (как шиитов, так и суннитов), иудаизма, христианства, индуизма, буддизма и других религий. Некоторые называют его «Королем образования», т.к. он создал и возглавил одну из ведущих в мире программ стипендий, которая позволила 150 тысячам саудовских студентов обучаться в университетах по всему миру. В самой Саудовской Аравии появляются новые вузы, в том числе престижный Университет науки и технологии имени Короля Абдаллы.
Более того, можно сказать многое о человеке по тому, кого он назначает на должности. Король назначил в Меджлис Аль-Шура (консультативный совет) беспрецедентное количество женщин – 30 человек, и практически на все должности ведущих министров – реформаторов и технократов. Ближайшие советники короля и наследного принца, как правило, – космополиты, а не косные сторонники ваххабизма, тем не менее, их обоих в народе считают примерными верующими – решающий фактор «легитимности» в обществе, которое по-прежнему консервативно.
Король также протянул руку и лидерам шиитов, пытаясь обсудить существующие проблемы, но, к сожалению, саудовское общество и СМИ этому не последовали: в стране еще слишком сильны антишиитские настроения, и лишь несколько саудовских интеллектуалов набрались храбрости, чтобы выразить несогласие с устоявшимся общественным мнением. Саудовская Аравия, как местопребывание священных мечетей ислама, может считаться сердцем мусульманского мира, но его демографическое сердце находится в Южной и Юго-Восточной Азии. То, что саудовские нефтедоллары перестали поступать радикальным группам в последнее десятилетие, принесло пользу Южной Азии. Жизненно важно, чтобы эти новые ветры, дующие из Аравии, оказались чем-то большим, чем временное изменение температуры.
Автор – старший научный сотрудник Фонда «Новая Америка» (США) и научный сотрудник Школы передовых исследований международных отношений при Университете Джона Хопкинса (США).