Неделю назад крымские татары праздновали уход Виктора Януковича, однако с тех пор как в Симферополе утвердилось новое пророссийское правительство, а российские войска заняли стратегические объекты по всему полуострову, эту общину охватила большая тревога. Татары – тюркоязычный народ, который основал в Крыму собственное ханство в 1441 году. В 1571 году татарские войска сожгли Москву, что в дальнейшем привело к постоянным конфликтам с Российской империей, которая вооружила и направила на борьбу казаков. Вторжение российской армии в 1792 году и Крымская война 1853 года привели к массовому исходу татар, которые оказались в меньшинстве в теперь уже русской провинции.
Во время Второй мировой войны община сотрудничала с немецкими оккупантами, что не укрылось от взгляда Сталина: он решил наказать всех татар сразу и 18 мая 1944 года начал их массовую депортацию в Сибирь и Узбекистан. Возвращение татар на историческую родину началось после 1989 года и активизировалось после распада СССР в 1991 году, когда их новым домом стала уже независимая Украина.
Сегодня в Крыму проживает 250 тысяч татар, то есть 12% населения региона (в 1939 году их было 20%). Их положение в обществе заметно ослабло по сравнению с русскими (58%) и украинцами (24%). Татары живут преимущественно на периферии городов, вроде татарского квартала Симферополя, чей запущенный вид резко контрастирует с классической красотой проспектов в центре города. Из-за закона о национальных меньшинствах татары страдают от экономической дискриминации, а 60% всей общины сидят без работы. Нищета, культурная неудовлетворенность, исторические обиды – все это стало взрывоопасным коктейлем.
Лидеры крымских татар неоднократно ездили на площадь Независимости в Киеве, чтобы заверить в своей поддержке набравшее обороты протестное движение. 28 января они сами устроили массовую демонстрацию в Симферополе, выйдя на улицы с плакатами «Кремль на Украине», «Да вступлению в Европейский Союз» и «Нет диктатуре». Тем самым они выразили категорическое неприятие режима Януковича.
Позднее, в среду на площади Ленина примерно 5 тысяч татар собрались, чтобы потребовать от властей бороться за единство страны. У них в руках были флаги Украины и Евросоюза, а также их собственное знамя.
Неподалеку от них собрались сотни пророссийски настроенных демонстрантов и казаков (их давние враги) с георгиевскими флагами, которые служат традиционными символами объединения всех российских патриотов. Они кричали: «Крым в России». С обеих сторон полетели бутылки, несколько активистов получили ранения. Один пожилой мужчина скончался, вероятно, от сердечного приступа.
Среди прозвучавших требований было и восстановление исторических прав татар в Крыму. «Мы живем здесь уже 25 лет, а русские нас так ни разу и не поддержали, – говорит крымский муфтий Эмирали Аблаев. – Власти тоже нас не поддерживают, а несколько исторических мечетей до сих пор заняты русскими».
Напряженность резко возросла на выходных, когда в Симферополь нагрянули российские войска с автоматами в руках. Меджлис, представительный орган татарского сообщества, призывает к сдержанности в этот опасный период с тем, чтобы не допустить провокаций. Тем не менее, в Симферополе организуют патрули, чтобы обеспечить безопасность мечетей по ночам. «Сейчас нужно быть настороже, – говорит Закир, попивая кофе в мечети у административного центра Симферополя. – После появления российских солдат русская молодежь кричит о победе и ведет себя агрессивнее и заносчивее, Мы боимся, что на нас могут напасть возбужденные молодчики. Нам нужно защищаться».
Директор местного татарского телеканала Владимир Павлович не скрывает беспокойства: Татары поддерживают новое киевское правительство. У нас четкая позиция: мы хотим мира, а не войны. Нельзя, чтобы солдаты с оружием в руках творили, что им вздумается. Крым не должен принадлежать России».
Киевский активист Владимир приехал оценить ситуацию в Крыму и встретился с несколькими местными лидерами. «Татары – настоящие патриоты Украины, мы можем полностью положиться на них, – убежден он. – Пока что они сохраняют спокойствие, а их лидеры – умеренные люди, но все говорит, что если русские будут давить или начнут аресты, то эти люди достанут оружие».