Вообще-то, это сценарий вовсе не Владимира Путина, чрезмерно увлеченного сочинской Олимпиадой, а Николая Патрушева. В Москве считают, что в свое время сумели реализовать сценарий в Чечне, а также в Грузии, и вполне способны разработать работающий сценарий по Украине. Правда, так и остались не реализованными многие другие сценарии, да и чеченский сценарий, очевидно, не доведен до конца, при продолжении событий в Дагестане, и насколько можно считать реализованным сценарий по Грузии, если зажатая между Россией и Турцией эта страна упорно продолжает свой путь в Европейский союз и НАТО.
Вряд ли именно сейчас сценарий по Украине вполне разработан, но очень скоро он будет представлен на одобрение Совету национальной безопасности России. В чем же он заключается, в чем его слабые и сильные стороны?
Прежде всего, нужно заметить, что у Москвы не могут быть несколько сценариев, а только один, то есть если нет определенной свободы выбора, то это не сценарий в полной мере, а способ передвигаться даже не на паруснике, а на речном плоту, где только два исхода более менее добраться до места назначения, причем множество раз искупавшись в бурной реке, либо разбиться вдребезги.
Столь мощная и самоуверенная пропаганда, как российская, готова самую жуткую политическую катастрофу представить как крупный политический успех, по аналогии с Сирией, но суть событий от этого не изменится. При этом две наиболее заинтересованные и компетентные структуры – МИД и Министерство обороны (естественно, с Генеральным штабом) категорически возражают против данного сценария, за исключением нескольких молодых дипломатов и генералов, которым не терпится добраться до нового назначения и нашивок. Как выразился один более скромный и ответственный, но также молодой российский генерал: «Что значит ставка, генеральная ставка еще не значит – ставка генералов».
И так, генеральная ставка делается на так называемое русскоязычное население или русское население, а вернее на менее политизированное население определенных областей Украины. Это многомиллионное население рассматривается в качестве заложника московской политики. Сейчас главная задача – не допустить подчинения данных областей Киеву и подрыв предстоящих парламентских выборов в стране.
Времени для организации внешнего вмешательства остается немало, то есть для организации финансово-экономического саботажа либо внедрения в этих областях, а также создание альтернативного центра власти, естественно во главе с «легитимным президентом» В.Януковичем.
Уже при первом приближении это ничто иное как ссылки на «хрестоматийные» истины, заимствованные из придуманной русскими истории. Левобережная Украина – это давно физико-географическое понятие, а русскоязычные украинцы это латентно закомплексованные люди, любящие свою Родину не меньше, чем «западенцы». Данные области Юго-Востока не обладают ни историческим, ни политическим, ни этнокультурным региональным центром. Данные области далеки от какой-либо политической традиции и не обладают данным опытом, потому что для этого никогда не было надобности.
Не хотелось бы приводить негативный исторический опыт, но нужно отметить то, что имело место и в русской истории того же периода. Во время Второй мировой войны достаточно много украинцев (и русских) в Юго-Восточных областях примкнули к немецким оккупантам и добровольно предложили свои услуги. Хорошо известно, что дивизия «Галичина» формировалась вовсе не в Галиции, а в Полтаве, уже не говоря о менее крупных украинских воинских частях в составе Вермахта. Все это выглядит неоднозначно для историка, но для аналитика это интересный фактурный материал.
Кроме того, в этих областях так и не было создано крупного партизанского движения, возможно, из-за менее благоприятных степных условий, но во всяком случае молодых ребят «младогвардейцев» из Краснодона можно рассматривать как одно из немногих исключений в обстановке, которая сложилась на этой территории.
Можно приводить много известных и малоизвестных сюжетов по истории Украины.
Почему многие русские пропагандисты считают, что украинской истории как таковой не было, а украинцы всего лишь участвовали в русской истории? Потому что истинная украинская история вовсе не органична ни легендам, ни интересам России.
Но на этой территории собираются организовать массовый бойкот президентским выборам 25 мая. Возможно, значительная часть данного населения может не принять участия в выборах, но в украинских выборах принимает участие не более 60% населения, и это не означает, что выборы не легитимны.
Данные области хотели бы расширения своих административных прав. Почему это происходит? Во-первых, населению внедрили мысли, что Запад Украины пользуется перетоками финансов от Юго-Восточных областей, что является совершенно не обоснованным, а вернее, просто враньем.
Совсем недавно российский телеканал РБК пытался разобраться в этом, и выяснилось, что, кроме Днепропетровской области, все без исключения области Юго-Востока, включая Донецк и Харьков – дотационные. При этом угольная промышленность Донбасса давно и прочно дотационная.
Но более важным фактором «самостийности» Юго-Восточных областей являются интересы нынешних элит, которые выкормлены компанией В.Януковича и они обоснованно опасаются, что лишатся своих нынешних позиций. На Украине настолько коррумпированы местные областные элиты, что манипулировать ими не представляет труда.
Есть еще одно обстоятельство, на которое не обращается внимание. В настоящее время, русское население Украины это полноправный, государствообразующий этнос (впрочем, выразиться можно и более приемлемо), оказывающий сильное влияние на политику страны. Кем станут русские с автономными правами и насколько приемлемо для Великого русского народа проживать в автономии, как в гетто, или на положении Еврейской автономной области (Биробиджан)? И каковы будут границы этой автономии, например, куда деть Одессу («Соборка» и Деребасовская, Греческая площадь и прочее будут русской автономией, Лузановка и поселок Котовского – унитарной частью Украины, а Малая Арнаутская с Молдованкой – концессия Израиля).
Но есть наиболее серьезный вопрос – каким образом и по каким признакам будет происходить в этом случае предполагаемое этнотерриториальное размежевание. Если в Москве и кое-кто на Украине предполагает, что данное размежевание произойдет по административным границам нынешних областей, то они глубоко ошибаются и, может быть, хорошо знают, что ошибаются. Границы будут проходить по самым невероятным траекториям, то есть, одно село – в составе автономии, а другое соседнее село – нет. Например, в городе Днепропетровске настроения населения – 50 на 50, с некоторым увеличением позиций «самостийников», а вот Днепропетровская область, практически, полностью украинская. То есть, данная автономия может приобрести виртуальный характер.
Но повышение прав местных администраций требует легитимных парламентских решений, и пойдут ли области Юго-Востока на подрыв не только своего общественно-политического и экономического будущего, но и украинской государственности? Нужно напомнить, что в период последних президентских и парламентских выборов предпринимательский класс и молодое поколение охотно поддержали партии «Батьковщина» и «УДАР», которые проповедовали интеграцию с Европейским союзом. К НАТО все еще отношение не очень доверительное, но Европейский союз стал ориентиром не только для молодых украинцев, но и для русских.
Так или иначе, целью Москвы является огородить Украину от Европейского союза и НАТО, а вовсе не сделать жизнь Юго-Восточных регионов более благополучной или присоединить их к России.
Украина имеет сильные пропагандистские аргументы, но станет ли она пользоваться этим ресурсом. Хотя если с этим сценарием не получится, Москва попытается инкорпорировать Крым как фактор доминирования России не только в Черном море, но и в Юго-Западном направлении.
Уже было понято, что идиотскими маневрами Украину не запугать. Во-первых, американцы моментально схватили В.Путина за руку, как нашкодившего школьника, во-вторых, война с Россией, даже небольшая война, это мечта нескольких поколений украинцев, готовых пожертвовать жизнью, чтобы загубить побольше молодых жизней русских ребят. В этом не может быть сомнений.
Если Москва хочет бросить свою молодежь в пекло войны и потратить десятки миллиардов долларов, пусть решаются. Но крайне меркантильная элита альянса ФСБ-»Газпром», конечно же, не в состоянии принять такое решение, слишком велика может оказаться цена для всего правящего режима. И кто будет воевать с Украиной: армия, где от пятой части до трети личного состава имеют украинские фамилии, и неизвестно, что у них на уме.
В Москве рассчитывают, что украинский народ отвергнет политиков-националистов с вполне осмысленными и гуманистическими целями, и примет отвергнутого президента-вора, которого даже авторитетные воры (старого типа) не впустят в свой круг.
Но в Москве очень хорошо понимают главную свою проблему и идеология сценария В.Путина-Н.Патрушева заключается в поддержании нестабильности и гражданского противостояния в стране, как фактор не допущения интеграции Украины в Европейский союз и НАТО. В Москве очень хорошо понимают, что мирная, стабильная и демократичная Украина означает переориентацию русского населения на западное сообщество. (Многие ли из русских Латвии сейчас предпочтут жить в России?).
Возможно, Москва надеется на несовместимость общественных и политических интересов западной и восточной частей Украины, но многое будет зависеть от политики Киева, который вряд ли предпочтет некую радикальную модель, которая просто невозможна, в рамках интеграционных процессов с Европейским союзом.
Мы привели эти вовсе не технологичные приемы, чтобы продемонстрировать, что никакого сценария у Москвы нет, а есть нечто хамское и бессмысленное, лишенное стратегических и тактических замыслов выдвижение тех или иных провокационных инициатив, что можно было бы назвать делать политику методом «тыканья», пока не наткнуться на высокое напряжение в сетевом окружении.
Но что же сумела бы выжить Москва из этой «украинской ситуации»? Неужели ничего? Да, очень реален Крым с Севастополем, а также поддержание популярности правящего режима в среде многочисленных маргинальных и шовинистически настроенных слоев российского общества. Правящему режиму необходимо всеми мыслимыми способами продержаться до лучших времен, и когда они наступят, никто не знает, и слава Богу.
Сейчас новое правительство Украины понимает, что предстоит тяжелая работа для убедительных и легитимных парламентских и президентских выборов, и готово на сотрудничество по всей стране.
Все-таки, для любой области Украины Киев ближе, чем Москва. Население юго-восточных регионов заинтересовано не в реализации амбиций или в усилении влияния России, население заинтересовано, прежде всего, в стабильности и в понимании будущего. Киев это может разъяснить этому населению лучше, чем Москва.