События в Крыму развиваются крайне стремительно. Фактически Автономная Республика сегодня частично находится под контролем центральной власти, в ней, как и в Севастополе, который является отдельным регионом Украины, установилось двоевластие. При этом те, кто публично называет всеукраинскую власть «неконституционной» и не скрывает стремления перевести эти два региона под власть России, имеют и свои вооруженные формирования, и мощную идеологическую машину, и достаточные финансовые ресурсы, и мощные тылы в виде элитных формирований российской военной машины и российского же дипломатического аппарата.
Конечно, основная борьба - впереди; пока только частично вступили в действие крымские татары, имеющие многочисленную хорошо обученную и дисциплинированную самооборону; ожидают реакции официального Киева и не осуществляют радикальных акций проукраинские силы полуострова, наконец, замерли в ожидании внутренние войска, морская пехота и береговая оборона, руководство которыми уверенно берет на себя силовой блок нового правительства. Однако все же вернуть статус-кво в Крыму и Севастополе теперь будет очень трудно, если вообще возможно. Ведь при поддержке Кремля, в том числе и вооруженной, радикальные пророссийские силы полуострова готовы идти на все, в том числе - и на перевод конфликта в «горячую» фазу с многочисленными человеческими жертвами и разрушением крымской экономики (впрочем, она уже началась - так же «братские» россияне перестали покупать путевки для отдыха на полуострове).
А между тем такого обострения ситуации можно (и нужно!) было избежать. Все объективные возможности для этого были. Помешал субъективный фактор.
15 декабря 2013 года член первой «реформаторской» команды Путина, а уже более десятилетия - непримиримый критик политики российского президента Андрей Илларионов заявил, что Кремль намерен активно сыграть на расколе Украины, создав себе плацдарм в юго-восточных регионах. Он писал: «Основные элементы антиукраинской войны, которая проводится сегодня, в целом сильно напоминают проведенные недавно абхазскую и южноосетинскую операции на грузинском ТВД: жесткая оппозиция российской власти проевропейским, прозападным устремлениям большинства населения атакованной страны (причем не важно, речь идет о ее интеграции в НАТО или в ЕС), создание на территории страны, подверженной атаке, антиевропейских-антизападных плацдармов; разжигание противоречий между жителями этих плацдармов, с одной стороны, и большинством населения атакованной страны, с другой, использование такого противостояния в качестве рычага для максимальной дестабилизации в стране политической и экономической ситуации... срыв евроинтеграционных усилий атакованной страны, «бордеризация « захваченных плацдармов», то есть превращение их в подконтрольные России вроде бы «независимые» анклавы.
А 31 января 2014 Илларионов, опираясь на свои источники в путинской администрации, рассказал о четырех сценарии Кремля относительно Украины. Первый, уже маловероятный, - это установление контроля над всей Украиной. Второй - федерализация или конфедерализация Украинской державы, что позволит России установить фактический контроль над восточной и южной частью Украины. «Третий вариант - если не удастся установить контроль над всем юго-востоком, то установить его над наиболее важными районами. Первые кандидаты - Одесса, Николаев, Луганск, Донецк, Харьковская области, Крым», - отметил Илларионов. - «Четвертый вариант - Крым или остановиться только на Севастополе. По сути дела, единственном регионе Украины, где удельный вес русских жителей превышает половину населения региона. Ранее подобные планы высказывались в частных выступлениях, академических, а сейчас это активно обсуждается в прямом эфире в прайм-тайм государственных телеканалов. Говорят, что Украина - государство, которое не состоялось. Самое главное, что исторический шанс на «воссоединение России» через несколько недель может закрыться... Ситуация очень похожа на то, что было летом 2008 года, когда российское руководство решило: только в этом году можно добиться отторжения Абхазии и Южной Осетии от Грузии. Тогда в секретном докладе говорилось, что окно возможностей - не дальше, чем конец 2008 года... Очевидно, какой-то подобный документ по Украине уже существует, и его цитируют различные люди, которые выступают в российских СМИ».
Иначе говоря, после того, как второй и третий варианты оказались не слишком успешными, Россия откровенно сосредоточилась на четвертом варианте, на, так сказать, программе минимум, которая в случае успеха сделает власть Путина - на волнах шовинистического угара - непреодолимой еще на долгое время. Поэтому украинскую оппозицию - тогда еще оппозицию - предупредили. Но реагировать должным образом на предупреждение Илларионова было некому...
Еще прошлым летом ряд политиков и аналитиков потребовали от оппозиционных сил как можно скорее определиться с единым кандидатом на президентских выборах, с составом команды, в том числе и правительственной, и с программой действий. Требовали этого и на Евромайданах. Ведь в случае, если бы еще в прошлом году был определен единый кандидат (он же - лидер) оппозиции и сформирована его команда, перебирание рычагов власти на Украине заняло бы не неделю, а буквально несколько часов. Более того, зная, кто именно станет Верховным Главнокомандующим, кто - министром обороны, а кто - председателем СБУ, часть генералов и офицеров силовых структур стала бы сотрудничать с оппозицией еще до устранения «межигорского царя». А это позволило ликвидировать хотя бы некоторые опасности, связанные с деятельностью пророссийских сил в Крыму и Севастополе. Кроме того, промедление с созданием нового большинства в Верховной Раде и формированием правительства позволяло пророссийским политическим силам свободно развернуть бешеную кампанию идеологической обработки крымчан, соответствующим вооруженным формированиям - беспрепятственно подготовиться к установлению контроля за рядом ключевых пунктов полуострова, а России - успеть перебросить в Севастополь дополнительные корабли и части морской пехоты.
Словом, «большое мискоборство» (Лина Костенко), которое в значительной степени в эти месяцы подменило борьбу за национальные интересы, позволило Кремлю и его местным пахолкам накалить политическую ситуацию на Крымском полуострове. Вспомним: сначала были проведены «выборы мэра» в Севастополе, это был откровенный зондаж, поскольку «выборы» прошли на площади, а «избранный» был гражданин Российской Федерации. И только когда эти действия не получили должного отпора со стороны официального Киева, началось массированное наступление пророссийских сил в Крымской автономии...
Как отметил экс-глава СБУ, бывший премьер, министр обороны и секретарь СНБО Украины Евгений Марчук, комментируя первые дни деятельности новой власти, «Верховная Рада Украины сейчас катастрофически затягивает. В зале звучат пустые и провокационные призывы вместо принятия решения». По мнению Марчука, надо было срочно назначить министра обороны, отстранив от должности начальника Генштаба адмирала Ильина, которого Янукович назначил на должность для участия в обеспечении чрезвычайного положения в стране; так же срочно надо было назначить представителя президента в Крыму, главу госадминистрации Севастополя, министра иностранных дел и направить на полуостров группу народных депутатов с полномочиями от Верховной Рады для легитимизации присутствия центральной власти и принятия соответствующих решений. Но на эти назначения понадобилась почти неделя - делили должности...
При этом, хотя новое правительство уже, кажется, наконец начало искать средства «разрулить» ситуацию на полуострове, никто не обращает внимания на то, что Россия имеет возможность при реализации обозначенного Илларионовым четвертого варианта взять под свой контроль Крымскую автономию и Севастополь, и при этом не нарушить (по крайней мере формально) своих международно-правовых обязательств по нерушимости границ Украинского государства. Речь идет о кондоминиуме.
Напомню, что в международном праве кондоминиум - это совместное владение и управление одной и той же территорией двумя или более государствами. Иначе говоря, в случае реализации такого сценария, номинально и Крым, и Севастополь останутся в составе Украинского государства, но одновременно (конечно, по требованию населения!) они станут и составляющей Российской Федерации. Поэтому мир будет доволен, ЕС и США будут аплодировать мудрости Путина, который не допустил войны и жертв, а реально на полуострове будет доминировать Кремль. Что, впрочем, не означает отказа путинского режима от реализации других вариантов своего плана, призванных поставить под формальный или неформальный российский контроль как можно большую часть Украины. Интересно, осознали ли, наконец, этот комплекс опасностей и необходимость противодействовать им те, кто делил и делит дальше правительственные должности и «хлебные места» в административных структурах?