Будем откровенны. Одно дело говорить, что захват Россией Крымского полуострова «непозволителен», как заявляют многие ученые мужи из сферы внешней политики. Совсем другое – сделать что-то реальное в этом отношении.
Мне это кажется, или разглагольствования о кризисе на Украине звучат так, будто Вашингтон страдает от амнезии? Предполагается, что кризис должен нас шокировать. Нас должно потрясти то, что могучая военная держава состряпала повод для вторжения на территорию страны поменьше и послабее? Простите, но неужели все забыли трагические события в Ираке, произошедшие несколько лет тому назад?
Скажу честно, мыслями я на стороне законного украинского правительства, а не неоимпериалистического российского режима. Но если говорить откровенно, Соединенные Штаты Америки не в том положении, чтобы настаивать на абсолютном соблюдении территориальной целостности суверенных государств.
До Ирака был Афганистан, была война в Персидском заливе, была Панама, была Гренада. И даже когда мы клеймим Россию позором за ее возмутительную агрессию, мы оставляем за собой право запускать смертоносные ракеты по территории Пакистана, Йемена, Сомали и бог еще знает каких стран.
Все это не дает российскому президенту Владимиру Путину права отделять Крым от остальной Украины и по сути дела снова включать этот исторический полуостров в состав российской империи. Но американские возражения трудно обосновать принципами – даже если путинские заявления об угрозе русским в Крыму окажутся такими же вздорными, как утверждения администрации Буша о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения.
Администрация Обамы совершенно однозначно осудила действия Путина. Но критики, объясняющие действия России «слабостью» и «беспомощностью» американской внешней политики, - либо циники, либо люди невежественные.
Бессмысленно бряцать оружием, если весь мир знает, что ты не намереваешься его использовать. Не существует такой военной угрозы Соединенным Штатам, которая могла бы вынудить Путина сдать Крым, если он сам того не захочет. Россия - это далеко не Советский Союз, но она остается сверхдержавой, чей ядерный арсенал способен создать угрозу существованию любого противника. В мире мало стран, которые невозможно напугать и принудить, скажем, внезапным появлением на горизонте американских авианосцев. Россия - одна из них.
Если цель заключается в том, чтобы убедить Россию отдать Крым обратно (такое может произойти, а может и не произойти), то для начала надо попытаться понять, зачем Путин вообще его захватил.
Когда после распада Советского Союза Украина стала суверенным государством, появилась договоренность о том, что российский флот сохранит свои базы в Крыму. Когда в прошлом месяце «народная власть» в результате революции свергла пророссийского президента Виктора Януковича, Путин неизбежно пришел к выводу о том, что судьба этих баз под вопросом, если не в опасности.
Новое правительство в Киеве могло официально заверить его о сохранении военно-морской базы в Севастополе. Но в целом Путин мог решить, что уход Украины с московской орбиты - вещь непозволительная. Захват Крыма - это не просто гарантия сохранения незамерзающего порта для российских кораблей. Он подразумевает угрозу дальнейших территориальных захватов, если новое правительство в Киеве не станет более сговорчивым и уступчивым по отношению к своему сильному соседу.
Это несправедливо по отношению к Украине. Но я не думаю, что это поможет украинцам заставить Путина отказаться от Крыма, если он того не захочет.
Вопрос в том, можно ли изменить баланс путинского анализа затрат-выгод. Российскому лидеру нечего опасаться со стороны Совета Безопасности ООН, поскольку Россия может наложить вето на любые предлагаемые действия. Изгнание России из Группы восьми промышленно развитых государств станет ударом по престижу Москвы, но вряд ли заставит Путина потерять покой и сон.
Что касается экономических санкций, то ими легче угрожающе размахивать, нежели применять. Европейский Союз очень сильно зависит от поставок российского газа, и это обстоятельство дает в руки Путину серьезные рычаги воздействия. В более широком смысле Европа совершенно не хочет повторения холодной войны. И Путин знает об этом.
Если Путин действительно утратил связь с реальностью, как предположила канцлер Германии Ангела Меркель в разговоре с президентом Обамой, то все ставки отменяются. Но если Путин - человек умный и хитрый, он предложит решение: Россия переходит в единоличное или совместное владение Крымом. Украина и прочие бывшие советские республики помнят, что Москва наблюдает за ними, и всем нам надо успокоиться.
К сожалению для Украины, мир может согласиться на такую сделку.