В те минуты, когда создавалась эта статья, ветры войны в Крыму продолжали дуть во всю силу. Процесс «революции» или «переворота», начавшийся на Майдане Незалежности в Киеве и завершившийся победой западных сторонников, в итоге привел к резко возрастающей напряженности в отношениях между Россией и Украиной.
Украина, где еще до вчерашнего дня шла беспорядочная война, скрыто и опосредованно проводимая через киевский Майдан Незалежности, на этот раз стала сценой открытой борьбы на территории Крыма. Очевидно, напряженность между двумя сторонами ведет к войне, которая с учетом их взаимных военных угроз и обостренного влияния Запада, заинтересованного в предотвращения кризиса, может иметь значительные эффекты в региональном и глобальном масштабах. Так же, как это произошло в результате «Первой Крымской войны»...
***
Крымская война вспыхнула как русско-турецкая война в 1853 году, а впоследствии, с вступлением Великобритании, Франции и Сардинского королевства в войну на стороне Османской империи, превратилась в борьбу, проводимую европейскими государствами с целью не пустить Россию в Европу и Средиземное море. В 1856 году Крымская война закончилась. Несмотря на то, что Османская империя формально считалась победительницей, фактически она стала второй проигравшей стороной.
После Крыма и вплоть до Первой мировой войны Россия все больше обращала свой взор на восток. При этом вынужденная влезть в долги Османская империя сначала была доведена до банкротства, а затем поделена своими «союзниками».
***
Таким образом, мы видим повторение исторического цикла. Снова начав приобретать влияние в Средиземноморье и на Ближнем Востоке посредством сирийского кризиса, а также став угрозой для европейской «политики соседства» (Балтийско-Каспийская линия) благодаря политике «Таможенного союза», Россия опять оказалась в поле зрения Запада (если сказать конкретнее, сегодня весь мир вовлекается в глобальный конфликт, изначально сформировавшийся в условиях ограниченной конкуренции между немецкой политикой «расширения на восток» и политикой России «продвижения на юг»).
В регионе, и прежде всего на Украине и в России, был быстро запущен восстановительный процесс. Иными словами, с помощью двух этих стран Запад пытается с наименьшими затратами создать новый дизайн региона. Вследствие этого между Россией и Западом наблюдается крупнейший со времен холодной войны кризис, указывающий на риск возникновения войны новой.
***
В этой связи принятые парламентами двух стран решения только подливают масла в огонь. Россия фактически сжигает мосты. И на эту войну прямо указывают крайние линии, намеченные сторонами.
Распоряжение Совета национальной безопасности Украины о «переходе украинских вооруженных сил в состояние боеготовности», последовавшее вслед за решением российского парламента предоставить полномочия президенту, необходимые для осуществления вмешательства на территорию Украины, — наиболее очевидное свидетельство. Так, если временный президент Украины Турчинов говорит о том, что меры безопасности на ядерных объектах и в аэропортах будут обеспечены на высшем уровне, то премьер-министр Яценюк, обращаясь к Путину, отмечает: «Военное вмешательство приведет к войне, и это будет означать прекращение отношений Москвы и Киева».
***
Реакция России в ответ на это очевидна: переброска в Крым дополнительно 6 тысяч военнослужащих; окружение здания парламента; взятие стратегически важных пунктов, среди которых — аэропорты в Севастополе и Симферополе, под контроль российских военных в форме без знаков отличия.
Почему Россия, невзирая на заявления Запада и прежде всего США о том, что военное вмешательство на территорию Украины не останется без ответа, настаивает на эскалации кризиса?
***
В первую очередь, Россия убеждена, что после недавнего «майданного переворота» другой какой-либо инструмент не остановит продвижение Запада в регионе. Вторая причина полностью опирается на геополитические и геостратегические мотивы. Для Москвы Украина и Крым — неотъемлемая часть российской политики «продвижения на юг». В этой связи, как и в случае с Грузией, Москва дает сигнал о том, что и здесь готова пойти на все. А это предполагает традиционную «политику грубой силы»!
Если Россия будет готова пожертвовать Крымом и в этой связи Украиной, она потеряет: 1) Черное море; 2) буферный регион, расположенный на обширной линии от Балтийского моря до Каспия и, следовательно, свою региональную инициативу; 3) проект Таможенного союза, нацеленный на создание Евразийского союза; 4) ближнее зарубежье и в этой связи политику, подразумевающую обеспечение безопасности на данных территориях и воссоздание империи. Утрату всего этого в средне- и долгосрочной перспективе можно поставить наравне с проблемой выживания России.
А насколько Украина права в том, что доверяет Западу? И здесь, конечно же, важна позиция Турции. Что на этот раз сделает Турция, и что она может сделать на пути ко «Второй Крымской войне»? (Второй — если мы исключим попытку немецкой оккупации).