Опять повеяло неопределенностью — на развивающихся рынках ситуация меняется, объемы крупных покупок приостанавливаются. Однако, как сообщается в февральском исследовании Credit Suisse, на некоторых из этих рынков наблюдается прогресс, но дифференциация настолько велика, что разговоры о более широких «тенденциях на развивающихся рынках» становятся все более бессмысленными.
«Потребительские настроения сейчас более неопределенные, чем в нашем [исследовании] 2013 года, и все это разворачивается на менее благоприятном макроциклическом фоне. Наблюдалось значительное снижение доли потребителей, желающих сейчас тратить большие финансовые средства, — говорится в исследовании Ричарда Керсли и его команды в ежегодном обзоре банка о потребительских расходах на развивающихся рынках. — Но наблюдаются значительные отличия в характере формирующегося потребления как внутри каждой страны, так и между странами ... свести все к общему знаменателю не представляется возможным».
Проблема в том, что в соответствии с Программой развития ООН (UNDP) некоторые «развивающиеся рынки», такие как Россия, в настоящее время относятся к рынкам с «высоким уровнем доходов», при этом считается, что эти рынки уже сформировались. В настоящее время указанные страны вступают в стадию, на которой расходы начинают замедляться по мере того, как жизнь становится все более «нормальной».
Другие государства, такие как Китай и Индия, находятся еще в начале пути, но начинают быстро догонять. Различия хорошо иллюстрируются S-образной функцией дискреционных расходов, на которой мы видим, что показатели Китая и Индии составляют одну четвертую часть от соответствующих значений для России (по отношению к базисному значению). Как видно из графика, средний класс присутствует на всех развивающихся рынках, однако размеры и богатство этого среднего класса на разных рынках сильно различаются.
В Китае к среднему классу относятся молодые работники, у которых зафиксированы максимальные доходы; старая система не дает таких материальных благ. В России реформы проводятся уже довольно долго, поэтому основную долю среднего класса составляют люди среднего возраста.
Читайте также: Падение российского рубля
«В нашем исследовании 2011 года, примерно 27% домохозяйств стран БРИК зарабатывали от 1000 до 2000 долларов в месяц. Эта цифра увеличилась и составила 32%, т.е. группа домохозяйств со средним уровнем доходов увеличилась примерно на 60 миллионов единиц, — сообщает Credit Suisse. — Но получатели дохода сильно различаются по своей природе. Учитывая характер формирования рынка и продуктовые возможности, уровни дохода в этих странах сильно различаются. Например, Китай располагает широкой базой домохозяйств по всему спектру доходов, тогда как в Индии главенствует потребитель с низким уровнем доходов. В Бразилии доля среднего класса выше, чем в Мексике».
Если посмотреть на картину более пристально, то становятся очевидными различия в доходах на разных рынках. По типу расходов в трех основных группах, выделенных Credit Suisse («основной», «полезный» и «дискреционный»), Россия в среднем опережает другие развивающиеся рынки в каждой из пяти подгрупп группы «основные расходы» (кроме следующих подгрупп — «мобильные телефоны» и «газированные напитки»).
Низкие расходы на мобильные телефоны отчасти объясняются тем, что телекоммуникационный сектор России уже в той или иной степени достиг зрелости, там уже наблюдалось падение цен на фоне доходов. С другой стороны, расходы на мясо в России почти вдвое больше, чем в остальных странах, что объясняется не только плохим режимом питания, но и увеличением доходов.
В категории «полезные расходы» картина еще более интересная. Опять Россия опережает другие страны, а особенно сильно — в подгруппах «доступ к Интернету» и «компьютеры», уступая здесь только Саудовской Аравии. Тем не менее, Россия отстает в подгруппах «страхование жизни» и «здравоохранение».
Три крупнейших реформаторских провала Кремля наблюдаются в следующих сферах: рынки капитала, финансовые услуги и здравоохранение. Власти обратили свое внимание на эти три сферы в последние пару лет, и потому в настоящее время в этих сферах наблюдаются одни из лучших возможностей для инвесторов.
И, наконец, в группе «дискреционные расходы» русские тратят на алкогольные напитки в два раза больше остальных стран, что неудивительно. Но удивление вызывают очень большие траты русских на отдых по сравнению с другими странами, за исключением Саудовской Аравии.