В минувший понедельник поздно вечером в Женеве, в отеле «Интерконтиненталь», два уставших нестарых седых человека после напряженного официального ужина сняли галстуки и присели выпить пива.
С этого момента над Крымом, Киевом и Европой начали расступаться тучи: министр иностранных дел России Сергей Лавров и наш министр иностранных дел Вальтер Штайнмайер обсуждали смертельно опасный крымский вопрос и обнаружили ключ, который позволял плотно закрыть дверь в ад.
Поздно ночью об этом сообщили Ангеле Меркель. Позвонили и в Вашингтон. Там как раз президент Обама собрал свой кризисный штаб. Обсуждали все тот же Крым. Госсекретарь Керри готовился к вылету в Киев. Ночной звонок стал первой хорошей новостью для всех абонентов за долгие трое суток.
А утром во вторник президент России Владимир Путин дал приказ войскам, сосредоточенным для учений вблизи российско-украинской границы, вернуться в места постоянной дислокации. Группировка из 150 000 военнослужащих, 90 самолетов, 120 вертолётов, 880 танков, а также 80 боевых и вспомогательных кораблей стала рассредотачиваться, как разжимающийся кулак.
Спустя несколько часов у себя под Москвой Путин ответил на многочисленные вопросы журналистов и пообещал войска на территорию Крыма дополнительно не вводить.
Я не решусь сказать, что с этого момента военно-политический кризис начал таять. Он не растаял и сейчас, во вторник вечером, когда газета уходит в типографию. Но все же температура его резко упала. Это дает надежду на выздоровление.
Но не стоит надеяться, что лечение будет быстрым. Все три участвовавшие в конфликте стороны тяжело пострадали – и Украина, и Запад, и Россия. Каждой придется неминуемо расстаться с частью иллюзий. Как и в семейной ссоре, здесь нет стопроцентно правых и полностью виноватых. Извлекать уроки придется всем. Но это потом и не сразу.
В эти непростые дни некоторые упрекали руководство Германии в вялости и нерешительности. Меркель держалась стойко. И немецко-российский канал все же сработал!
Конечно, хорошая новость из ночного звонка создавалась в результате сотрудничества. Но иногда бывает так, что добрая весть задерживается в пути и приходит, когда уже, как говорится, поздно пить «Боржоми». В этот раз два старых знакомых вовремя собрались попить пива.