В четверг в Европе прошел экстренный саммит по украинскому кризису на фоне разногласий и паралича: упоминавшиеся несколько дней назад санкции против России так и остаются пустыми словами, и все откладывается до открытия дипломатического процесса, которое Владимир Путин упорно затягивает.
По прибытии в Брюссель Франсуа Олланд в очередной раз проиллюстрировал присущие европейцам противоречия. По его словам, «на Россию нужно оказать как можно более сильное давление», в то же время пытаясь «снизить напряженность и найти путь для диалога» между Кремлем и новыми киевскими властями. Ангела Меркель, главный европейский партнер президента России, тоже заняла выжидательную позицию: она отказалась от немедленного введения санкций и предложила подождать прогресса «в ближайшие дни», который должны помочь достигнуть установленные в Париже и Риме контакты с главой российской дипломатии Сергеем Лавровым.
Никаких признаков компромисса
Пока Россия никак не продемонстрировала стремления найти компромисс. В среду министр Лавров отказался встречаться со своим украинским коллегой, несмотря на все усилия французской дипломатии. А что касается острейшего крымского вопроса, российская сторона лишь поднимает ставки. В среду эмиссару ООН Роберту Серри пришлось собирать чемоданы. В четверг парламент Симферополя выступил за немедленное вхождение региона в состав Российской Федерации, тогда как в Москве премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил об упрощении процедуры выдачи российских паспортов русским из бывшей советской империи.
Для вошедших в ЕС бывших вассалов СССР эта новость сулит лишь новые проблемы на границе. Премьер-министр Польши Дональд Туск (поговаривают, что нерешительность Германии вывела его из себя) прибыл на саммит с мрачным выражением лица и не произнес ни слова. Президент Литвы Даля Грибаускайте, наоборот, не стеснялась в выражениях: «После Грузии сегодня мы получили Украину. Россия пытается перечертить границы. Это может коснуться и Прибалтики. Но я, к сожалению, не вижу никакой реакции со стороны Европы».