Марину Колесник сравнивают с генеральным директором Yahoo Мариссой Майер (Marissa Mayer). Есть мнение, что госпожа Майер не считает нужным приглашать на совещания коллег мужского пола. А Колесник приглашает, чтобы, как она сама говорит, «подать правильный сигнал».
В России почти все важные должности в политике и в бизнесе занимают мужчины. Но это не останавливает многочисленных российских женщин-специалистов, включая соучредителя компании антивирусного ПО «Лаборатория Касперского» Наталью Касперскую и генерального директора компании видеоигр Game Insight Алису Чумаченко, которые добиваются больших успехов в динамично развивающемся секторе информационных технологий.
Выпускница Гарвардской школы бизнеса Колесник отказалась от работы в США в консалтинговой фирме McKinsey, вернулась в 2011 году в свой родной Санкт-Петербург и открыла онлайновое агентство бронирования гостиниц. Создание Oktogo.ru стало для нее «шансом сделать что-то новое и принести пользу», говорит она.
Алена Владимирская взбиралась по карьерной лестнице информационных технологий в ведущей российской интернет-компании по числу уникальных пользователей Mail.ru, а в 2011 году решила действовать самостоятельно. Созданная ею компания Pruffi.ru является одним из крупнейших в России кадровых агентств с месячным оборотом в 100 000 долларов.
«Я хотела создать собственную историю, а не играть роль в чьей-то истории», — говорит она.
Большинство мужчин, развивавших российскую отрасль информационных технологий на начальном этапе, были компьютерными энтузиастами и отличались от типичных российских бизнесменов, которые считают, что «предназначение женщины сидеть на кухне или висеть на руке олигарха», говорит Владимирская. «В IT никто не обращал никакого внимания на пол. Вот почему в этой отрасли преуспели многие женщины».
Новой была и культура предпринимательства, которую душили в советские времена. «Было полно незанятых ниш», — вспоминает Владимирская.
В закрытом мире российского бизнеса крайне важны связи. У Владимирской связей много, и после десяти с лишним лет работы в сфере информационных технологий она называет себя самостоятельным «брэндом».
Предприниматель из отрасли IT Алексей Басов, работающий сегодня вице-президентом российской государственной телекоммуникационной компании «Ростелеком», предоставил Pruffi.ru 100 000 долларов начального капитала в обмен на 25 процентов акций. Российская группа венчурного капитала Almaz Capital в прошлом году инвестировала туда 500 000 долларов.
Владимирская надеется в первом квартале текущего года запустить англоязычную версию своего сайта, а также наладить сотрудничество с LinkedIn.
Российская электронная торговля значительно выиграла от роста потребительских расходов вкупе с быстрым распространением интернета.
Россия со своими 66 миллионами пользователей является крупнейшим рынком интернета в Европе, о чем свидетельствуют данные исследования, проведенного в 2013 году Российской ассоциацией электронных коммуникаций и московской Высшей школой экономики.
В российских интернет-магазинах женщин-покупательниц в 10 раз больше, чем мужчин. Будучи людьми предприимчивыми, они быстро понимают выгоды розничного интернет-рынка.
Когда в США стали появляться вебсайты типа «deal-a-day» (сайт, выставляющий по одному товару/услуге из ассортимента в день, причем обычно по цене ниже средней), выпускница экономического факультета МГУ 29-летняя Елена Масолова в начале 2009 года запустила клон американского сайта Groupon под названием Darberry. Через шесть месяцев Groupon поглотил российского конкурента в результате сделки на 50 миллионов долларов.
Масолова, которую блогеры называют российским «стартапером номер один», стала соучредителем 11 онлайновых предприятий и является активным бизнес-ангелом. Ее последний проект называется Eduson.tv. Это виртуальная бизнес-школа, позволяющая студентам проходить курсы MBA и посещать интерактивные занятия, где читают лекции руководители из ведущих компаний, таких как Merrill Lynch и Mail.ru.
Цель, по словам Масоловой, состоит в том, чтобы сделать образование в сфере бизнеса «более доступным и менее скучным» для нового, соображающего в интернете поколения. Беря на работу людей, Масолова не обращает внимания на их пол. «Я смотрю на человека, — говорит она. — Я человек нахальный. Мне важно, чтобы люди не просто слушали, но и боролись за свои идеи». Женщины обычно менее напористы, чем мужчины, но этим навыкам можно научиться, добавляет бизнес-леди.
Алена Попова создала виртуальный бизнес-инкубатор Startup Women, способствующий развитию онлайнового бизнеса. По ее словам, российские женщины-предприниматели имеют преимущество, состоящее в том, что они меньше мужчин расположены к риску.
Российское патерналистское общество иногда очень сильно давит на мужчин, чтобы те делали карьеру и обеспечивали свои семьи. В отличие от мужчин, требования к женщинам намного менее жесткие, говорит Попова.
«Женщин гораздо меньше тревожит то, что они могут допустить ошибку», — объясняет она.