В среду Китай объявил об увеличении в 2014 году своего военного бюджета на 12,2 процента, дав некоторым странам возможность закричать о «китайской военной угрозе». Но как увеличение расходов на оборону может быть равносильно военной угрозе?
Прежде всего, почему Китай увеличивает военные расходы? Нет никаких сомнений в том, что если у страны постепенно увеличивается ВВП, она будет наращивать и свои военные ассигнования. Но некоторые бдительно следят за этим процессом и указывают, что военный бюджет у КНР увеличивается быстрее роста ВВП, и в связи с этим осуждают Китай за провоцирование гонки вооружений в Азии, поскольку США и Европа сегодня работают над сокращением расходов на оборону.
Но какова реальность? Темпы роста военных расходов в Китае до сих пор довольно низкие, если учитывать то, что страна сталкивается с широким спектром угроз, от национал-сепаратизма и раскола страны до терроризма. Мы также находимся в окружении нескольких ядерных государств, и завязли в острых территориальных спорах с Японией в Восточно-Китайском море и с рядом стран АСЕАН в Южно-Китайском море.
Будучи ответственной державой, которая вот уже 26 лет не прибегает к применению силы, Китай должен увеличивать свой военный бюджет, наращивая потенциал разблокирования кризисов, противостояния угрозам и вызовам.
А теперь давайте посмотрим, чрезмерны ли военные расходы Китая. Доля китайского военного бюджета в процентах от ВВП намного ниже среднего показателя развитых стран (4,4 процента). НАТО ставит условие, что оборонный бюджет ее стран-членов должен быть не менее двух процентов ВВП. Так почему же Китай, проводящий самостоятельную внешнюю политику мира и неприсоединения в военных делах, становится объектом критики?
Читайте также: Красная волна
Военные расходы США в расчете на душу населения в 7,6 раза выше, чем у Китая. У Японии они в 3,4 раза выше. Поскольку по этому показателю КНР отстает от потребностей национальной военной модернизации, нам надо наращивать расходы, иначе мы никогда не догоним развитой мир.
Китаю необходимо увеличивать свой военный бюджет еще и потому, что он обязан выполнять соответствующие международные обязательства. Известный китайский философ и реформатор последней династии Цинь (1644-1911 годах) и Китайской Республики начала 20-го века Лян Цичао (Liang Qichao) как-то дал определение трехмерной сущности Китая: «Китай в Китае», «Китай в Азии» и «Китай в мире». Китай является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, самой крупной в мире развивающейся страной и формирующейся державой. В этом и заключается трехмерная сущность современного Китая.
Китай использует оборонные ассигнования не только для осуществления программы военной модернизации, но и на мирное строительство, стремясь к выполнению своих расширенных международных обязательств в вопросах миротворчества, помощи при стихийных бедствиях и послевоенного восстановления в горячих точках по всему миру.
А как насчет прозрачности китайских военных расходов? Японские политики постоянно утверждают, что отсутствие прозрачности при наращивании военных расходов КНР превращает страну в региональную угрозу. Означает ли это, что если китайские расходы будут прозрачными, люди перестанут видеть в Китае угрозу? Очевидно, другие страны не захотят следовать японской логике. А поскольку у разных стран разные механизмы и условия, и у нас нет общих международных критериев, нам трудно дать четкое определение прозрачности военных расходов.
Остальной мир должен признать, что рост военных расходов в Китае имеет целью не только противостояние угрозам безопасности, но и расширение международных обязательств КНР.
Более того, внимание следует сосредоточить на том, на что идут эти военные ассигнования, но не на том, увеличиваются они или уменьшаются. Фридрих Энгельс как-то сказал, что применяющие оружие люди важнее самого оружия.
Точно так же, надо больше обращать внимания на внешнюю политику Китая, чем на его оборонные расходы. Будучи позитивной силой, преданной делу мира, Китай своим увеличением военных расходов подает пример международному сообществу, но не угрожает ему.