Москва и Запад продолжают играть мускулами в одном из самых острых политических кризисов после окончания холодной войны.
С 28 февраля Крымский полуостров находится под контролем вооруженных людей в военной форме, похожих на российских солдат. Москва отрицает вмешательство своей армии.
Барак Обама заявил в четверг, что проведение 16 марта референдума о присоединении Крыма к России, объявленного парламентом этой автономной республики в составе Украины, станет нарушением международного права.
Президент США издал указ о санкциях против российских и украинских ответственных лиц, которые «угрожают суверенитету» Украины. Им будет запрещен въезд в США, а их счета в американских банках заморожены.
После чрезвычайного саммита глав государств и правительств Евросоюза, посвященного украинскому кризису, было объявлено о первых политических санкциях в отношении России. Европейские лидеры решили приостановить переговоры с Москвой об облегчении визового режима, и пригрозили экономическими санкциями, если ситуация с Украиной будет обостряться.
Збигнев Бжезинский, советник и член правления Центра стратегических и международных исследований при университете Джонса Хопкинса, автор многочисленных книг, советник по национальной безопасности при президенте Джимми Картере в свои 85 лет остается одним из наиболее уважаемых мыслителей в области геостратегической политики. Он согласился ответить на вопросы корреспондента «Евроньюс» в Вашингтоне Штефана Гробе о кризисе в отношениях Украины и России.
Штефан Гробе: Доктор Бжезинский, большое спасибо, что согласились уделить нам время. Еще два десятилетия назад вы предостерегали от ситуации, в которой Россия будет запугивать Украину и стараться дестабилизировать украинское государство. Вы писали об этом. Позвольте задать такой вопрос: нынешние действия Путина, их вопиющая дерзость для вас стали неожиданностью?
Збигнев Бжезинский: Вовсе нет, потому что он говорил о крахе Советского Союза, как о величайшей катастрофе ХХ века. Просто задумайтесь, что это значит. Первая мировая война — миллионы убитых. Вторая мировая война — миллионы, и миллионы, и миллионы убитых, а еще Холокост. Холодная война — угроза ядерной катастрофы для всего человечества. Нет, нет — все это не столь значимо, как исчезновение государства, в котором он был тайным агентом КГБ. Он хочет возродить Советский Союз. И Украина — цена за это. Если он сможет заполучить Украину, он может попытаться реализовать свою мечту.
— Как известно русские отлично играют в шахматы….
— Некоторые из них, некоторые никудышные игроки…
— Но теперь, похоже, Путин смахивает все фигуры с шахматной доски. Понимает ли он, что делает? Есть ли у него какой-то план в связи с Украиной?
— Безусловно, он следует каким-то расчетам, но на мой взгляд, на краткосрочную перспективу. Например, он маскирует солдат, которых послал в Крым. Но, так или иначе, это что — люди с Марса, никто не знает, откуда точно они пришли? Это отрицание очевидного. Вроде как мафия посылает убить кого-нибудь гангстеров с закрытыми лицами. Итак, что происходит? Все знают, что они из России, но та от них отказывается. Мне кажется, что когда он принимал это решение, то планировал идти дальше. В том случае, если не будет реакции со стороны Украины, если не будет никакой реакции со стороны Запада, он мог бы повторить такой трюк дальше на Востоке Украины, присоединяя район за районом, и в результате расчленить Украину, и по своему выбору назначить правительство в Киеве.
— Вы были советником по национальной безопасности президента Картера, когда Советский Союз вторгся в Афганистан. Если бы Вы были советником по национальной безопасности президента Обамы теперь, когда русские вторглись на Украину, что бы Вы посоветовали?
— Мы должны дать понять русским, что если они серьезно настроены развивать сотрудничество с Украиной, но не на 100% на своих условиях, мы готовы им в этом поспособствовать, потому что мы не хотим, чтобы в отношениях с Украиной существовала монополия. Эта страна нуждается в помощи, ей нужна стабильность. И мы, и русские могли бы сотрудничать в этом. В то же время мы можем заверить русских: нашей целью не является заманить Украину в НАТО, что русские могли бы рассматривать, как военную угрозу. К тому же большая часть украинцев не стремятся в НАТО, но они хотят быть независимыми. Так что все это вполне совпадает с политической реальностью. Но в то же время мы должны дать понять, очень спокойно, не в унизительной манере, что если он (Путин) с этим не согласен, если он собирается идти дальше и угрожать Украине, последствия неизбежны. Если русские не отступятся от Крыма, я гарантирую, что большинство украинцев, которые не испытывают анти-российских настроений, изменят точку зрения.
— Какие способы давления есть у США и Европы?
— Могут быть приостановлены экономические договоренности. Счета россиян за рубежом могут быть заморожены. Существует много подобных способов, дать россиянам понять, что такие действия в географическом центре Европы, могут обернуться для них реальными материальными потерями.