Слово «Украина» означает «приграничная территория».
Возможно, парадоксальным, хоть и не удивительным, является тот факт, что эта земля порождает националистов, включая «языковых националистов», которые страстно заявляют о защите своей «родины».
Однако существующие границы Украины не должны измениться. Любое разделение страны не будет похоже на «бархатный развод» в Чехословакии, когда чехи и словаки мирно разделили страну.
Путинская Россия фактически получит контроль над территорией, которая сейчас является восточной частью Украины. Распад страны повлек бы за собой риск повторения сценария бывшей Югославии, при котором экстремистски настроенные националисты с этническими предпочтениями убивали друг друга в городах и деревнях по всей стране.
Если западные лидеры – США, ЕС и в особенности НАТО – проявят терпение, а не высокомерие, в конфликте может одержать верх «мягкая сила». Россия не сможет конкурировать с западным предложением финансовой помощи, а также перспективами торговли, инвестиций и открытой демократии.
Однако западные правительства должны также занять твердую позицию в отношении коррупции и экстремистского национализма.
Если Запад в итоге «победит» в вопросе экономики и демократии, Россия тоже сможет получить от этого выгоду.
Крым – это особый случай. Как мы говорили ранее, ему можно предоставить больше автономии, чем сейчас. А Крым в составе России мог бы стать для нее тяжелым грузом, учитывая к тому же и перспективу возникновения недовольства со стороны этнических татар.
Для некоторых (включая Великобританию) федерализм – это грязное слово, однако Украине – пограничной территории между Западом и Востоком – он предоставляет наилучшие перспективы.
Путин не сможет «победить» – по меньшей мере, в долгосрочной перспективе – особенно если Китай с его собственными проблемами и приоритетами решит остаться в стороне.
Несбыточные мечтания? Возможно и нет.