Вашингтон, округ Колумбия — Прошлый год оказался очень важным для развивающихся стран, потому что всему миру была показана реальная ценность образования в этих странах. Малала Юсафзаи, молодая женщина из Пакистана, защищающая право детей на посещение школы — пережив попытку покушения Талибана на ее жизнь — сделала впечатляющее сообщение о том, что не давать образования ребенку в развивающихся странах значительно дороже, чем дать образование.
Если обратить особое внимание на образование, заметны новые тенденции, многие из которых связаны с «инновационным финансированием» ‑ концепцией, которую очень любят политики и практики во времена сложной экономической ситуации. В частности, в случае крайней необходимости так называемая «покупка понижения» может привести к улучшению финансирования образования со стороны колеблющихся стран-доноров.
Заем методом «покупки понижения» ‑ это транзакция, при которой третья сторона оплачивает часть займа, смягчая его условия или уменьшая невыплаченный остаток, что исключает или сокращает величину будущих периодических платежей для страны-заемщика. Поскольку эта транзакция производится после достижения заранее определенных целей, финансирование производится по достигнутому количественно измеримому результату, что не всегда получается в других случаях.
Четко определенные условия займа исключают один из основных моментов, по которым критикуется международная помощь. Это также побуждает заемщика инвестировать в проекты с длительным сроком окупаемости, которые могут быть политически непривлекательными, как, например, педагогическое обучение.
К сожалению, сектор обучения - все еще позади других секторов в использовании потенциала инновационного финансового развития. И займы с «покупкой понижения» не являются исключением. В результате есть только несколько примеров таких займов, в основном для проектов здравоохранения.
Проект «Партнерство в проекте ликвидации полиомиелита» в Нигерии и Пакистане, предпринятый в 2003 году Мировым Банком, Фондом Билла и Мелинды Гейтс, Ротари Интернейшнал и Фондом ООН — хороший пример того, как программа «покупки понижения» может сконцентрировать глобальные усилия на одной проблеме и принести пользу всем участникам. Мировой банк (МБ) выставил авансом беспроцентные ссуды для закупки пероральной вакцины от полиомиелита для Нигерии и Пакистана, в то время как три другие организации оплатили все расходы по обслуживанию и комиссии по займам.
После завершения проекта — когда независимый аудит подтвердит, что закупленная вакцина прибыла в установленные сроки и вакцинация проведена и охватила 80% населения — партнеры выкупят ссуды МБ. После чего Мировой банк аннулирует кредит и освободит получателей от любой будущей ответственности.
Займы по системе выкупа могут сократить уменьшающиеся объемы официальной помощи по развитию (ОПР) на образование в странах с низким доходом населения, которые упали на 10% с 2010 по 2011 годы — и на 5% для начального образования. Это отражает уменьшение расходов основных 11 стран-доноров двусторонней помощи. Возглавляют это список Нидерланды, сократившие свою помощь по начальному образованию на 36%, что даже больше, чем сокращение помощи от находящейся в кризисе Испании (31%). Япония также сократила свою помощь на 30%, а Франция и Канада — на 25 и 21% соответственно. Из других стран США сократили свой бюджет на эти цели на 13%, Норвегия — на 4%.
Принимая во внимание тот факт, что Нидерланды длительное время были основной страной по финансированию помощи в начальном образовании, решение этой страны по сокращению помощи особенно ощутимо. Однако, помимо уменьшения размеров помощи, доноры могут сделать более трудными условия возвращения полученных средств странами-заемщиками (это касается не только образовательных займов). Некоторые доноры — Франция, Германия, Европейский Инвестиционный банк — лоббируют в Комитете по оказанию помощи в развитии ОЭСР решение о том, чтобы засчитывать несубсидированные займы как официальную помощь по развитию, для того чтобы выполнить установленные им показатели ОПР (официальная помощь по развитию). Это изменит сложившуюся за последние годы тенденцию роста грантового финансирования, особенно в отношении начального образования.
Но образование, критически необходимое общественное благо, не должно оставаться позади в гонке за негрантовыми займами. Займы с «покупкой понижения» могут сделать образование «конкурентоспособным» и оказаться тем механизмом, который может позволить получить дополнительные средства для образования, которые ограниченные в капитале страны-доноры не хотели бы занимать.
Несмотря на потенциальные выгоды подобных займов, есть много неотвеченных вопросов по поводу системы «покупок понижения», что ограничивает ее применение. Какие страны захотят участвовать в этой системе (этот вопрос касается как стран-доноров, так и стран-заемщиков)? Какие показатели необходимо оговорить для мобилизации средств? Как будет решаться вопрос, достигнуты ли поставленные задачи?
Для решения этих вопросов Институт результатов развития подготовил исследование для Глобальной программы по образованию (ГПО), анализируя систему «покупки понижения» в других секторах и определяя пути ее применения в образовании. Исследование сфокусировано на странах, имеющих правильное сочетание необходимости в базовом образовании и потенциальных возможностей по займам. Более того, в исследовании изучено, как применение системы «покупок понижения» может ускорить получение результатов, а также изучены оперативные вопросы, которые могут возникнуть при выполнении. В качестве следующего шага в отчете рекомендуется провести пилотную программу и консультации с заемщиками, кредиторами и фондами для решения возникающих проблем при применении системы.
Это разумный подход. «Покупки понижения» могут оказаться решением, необходимым для обеспечения достаточной и стабильной помощи для образования в развивающихся странах. Настало время это выяснить.