Тяжелые и горькие дни уходят в историю. Противостояние вокруг проблемы Крыма, в котором Россия и практически весь цивилизованный мир оказались по разные стороны баррикад, вызвало конфликт взглядов и принципов и среди наших читателей. Масса звонков, писем, SMS и непростых человеческих разговоров вынудила меня к этим строчкам.
Друзья-читатели, мы – не за «красных» и не за «белых». Мы – не на стороне эмоций, не за разделение, а за единение. Мы – за факт, за его полнообъемный показ, за возможность оценки событий с разных позиций. Словом, за то, что уже много лет держит нашу газету на плаву, привело ее в число уважаемых и широко цитируемых в русском мире, в Германии и других странах; что единственное ценится нашими верными подписчиками и читателями – за качественную журналистику европейского уровня. И когда нас несут по кочкам экзальтированные «правые» и «левые», советские и антисоветские, славянофилы и славянофобы, псевдосионисты и антисемиты, лжеземляки, недоказаки, сверхчеченцы и кавказоненавистники – мы считаем это знаком качества своей работы и продолжаем ее (иногда не без спасительной ухмылки).
В Германии более 4,5 миллиона человек с наслаждением говорят и читают на русском языке. Немалая часть этих людей никогда не жила в России, а еще большая приехала из СССР или России времен постсоветского возрождения. Мы стали не только гражданами Германии, мы родили для новой родины почти 600 тысяч детей за эти четверть века, мы здесь работаем и платим налоги, отдыхаем, дружим, ссоримся с местными соседями и приглашаем их на наши самые интимные праздники; мы давно уже оказались заметной и неотделимой частью немецкого социального пейзажа.
Конечно, многие здесь ассоциируют нас с Россией. Долгие годы ревновали к ее богатству, экономическим и спортивным успехам. Теперь, возможно, кто-то и попрекнет кого-то российской военно-политической активностью последних дней. Но эти комплименты и упреки – не к нам. Это след мифа, народной легенды, не более того. Не стоит ни утешаться ими, ни их опасаться. Мы – люди русской культуры, российско-немецких, европейских традиций. Но никак не российской политики и никак не германо-российских отношений.
Мы не продаем газ Германии и не требуем у украинцев Крым. Мы не кредитуем российскую экономику и не строим ни северных, ни южных «потоков». Это делают государства, это – область политических и экономических, но не человеческих интересов.
И давайте еще вспомним о главном. О том, что наш прекрасный, любимый, великий, несравненный, восхитительный и щедрый русский язык принадлежит в равной степени каждому из нас, каждому его носителю и всему безграничному миру. Примерно, как весна, с которой я всех нас поздравляю!