Официальная «сводка» не дает четкого представления, что такое Паралимпиада и почему спортсмены, которые там выступают – несомненные герои и личности, и успехом уже стоит считать каждый их выход на старт.
XI зимняя Паралимпиада – рекордная по числу разыгрываемых комплектов медалей (74), стран-участниц (45) и видов спорта (6). Самая большая делегация, кстати, не у России, а у США – 74 человека. У хозяев – 68, Канады – 54, Италии – 34. Белорусская делегация на этом фоне достаточно скромна, но также рекордна – 10 человек, выступающих в лыжных гонках и биатлоне. 7 из них уже участвовали в Играх. Две наши спортсменки – Ядвига Скоробогатая и Людмила Волчек – ранее становились паралимпийскими чемпионками, а за карьеру успели завоевать по 6 медалей Игр разного достоинства. Кроме них, призерами Паралимпиад становились Василий Шаптебой (четырежды), Лариса Ворона (трижды), Сергей Сильченко и Дмитрий Лобан.
Почти все перечисленные спортсмены уже успели выйти на сочинские трассы: 9 марта стартовали биатлонные соревнования. Большинство паралимпийцев успешно совмещает лыжи с биатлоном: в белорусской делегации, к примеру, в двух видах выступают почти все, кроме Людмилы Волчек и дебютантов Игр Сергея Вовчуновича и Валентины Шиц.
Первый день принес нам и первую награду. В пятый раз призером Паралимпиады стал 34-летний могилевчанин Василий Шаптебой. Он занял третье место в гонке на 7,5 км для спортсменов с нарушением зрения, допустив один промах на двух огневых рубежах и проиграв украинцу Лукьяненко и россиянину Полухину. Радуемся за Василия и надеемся, что и «золото» Игр ему все-таки покорится (пока есть 1 серебро и 4 бронзы)!
Остальные наши спортсмены на пьедестал (пока!) не попали. В самой представительной гонке – для мужчин, на 7,5 км сидя – Дмитрий Лобан занял 6 место из 21, а Евгений Лукьяненко стал 11-м. В третьей мужской дисциплине – та же дистанция, но стоя – ветеран Сергей Сильченко, который участвовал еще в летних Играх 1992 года (!), занял 14 место.
Сергею Сильченко уже 43 года, но он не самый старший в команде. Легенда белорусского инваспорта Ядвига Скоробогатая в прошлом году отпраздновала 45-летний юбилей! На своих четвертых Играх знаменосец нашей команды на церемонии открытия начала с шестого места в спринте (6км). Возраст, как-никак, уже дает о себе знать: всем опередившим ее спортсменкам наша чемпионка годится в матери… В гонке на те же 6 км стоя Лариса Ворона стала 12-й, а в гонке сидя Лидия Графеева – 9-й.
Фамилии Волчек или Скоробогатой давно на слуху, однако из большинства статей совсем непонятно, в чем же заключаются их недуги. Давайте посмотрим, что скрывается за безобидными формулировками «гонка стоя», «гонка сидя», «класс B2» и т.д.
Участники «сидячих» соревнований в неспортивной жизни прикованы к инвалидным коляскам. В зависимости от тяжести повреждений участникам присваивается один из нескольких классов. Самые тяжелые – LW10 – это люди, полностью не чувствующие нижнюю половину тела, и LW10,5 – с некоторыми сохранившимися функциями верхнего брюшного пресса. Самая молодая участница белорусской команды 19-летняя Валентина Шиц имеет повреждение класса «10,5». LW11 – как у Людмилы Волчек – это люди с действующими мышцами брюшного пресса, способные разгибать туловище, однако с безжизненными ногами. Наконец, LW12 – как Лидия Графеева, Дмитрий Лобан, Евгений Лукьяненко, обладатель первой золотой медали Игр россиянин Роман Петушков – это спортсмены, мышцы бедер и ягодиц у которых функционируют нормально… да только самих ног нет.
В гонках стоя соревнуются спортсмены без кисти (Сергей Сильченко, Лариса Ворона), без руки до локтя (Сергей Волчунович), с протезами одной (француз Бенджамин Девье) или обеих ног ниже колена (норвежец Нильс-Эрик Ульсет). А бронзовый призер сегодняшнего биатлонного спринта россиянин Азат Карачурин не пользовался лыжными палками: у него нет обеих рук…
Наконец, инвалиды по зрению – это не просто «очкарики». Класс B1 – это полностью слепые спортсмены, в гонке они получают в среднем по три с лишним минуты форы перед остальными. B2 (к которому относятся и Ядвига Скоробогатая, и Василий Шаптебой) – могут различать движения руки на расстоянии до 2 метров, B3 – до 6 метров. Для сравнения – для здорового человека этот показатель составляет 60 метров. То есть, зрение наших паралимпийцев в 30 (тридцать) раз хуже, чем у вас.
И тем не менее, они могут соревноваться не только в лыжах, но и в биатлоне! Все участники таких соревнований выходят на трассу с сопровождающим – «лидером», а стреляют по электронной мишени из специальной винтовки. Оружие дает звуковой сигнал – тем громче, чем ближе к центру мишени.
Вот что такое Паралимпиада и какие люди в ней участвуют. Давайте следить за Паралимпиадой, переживать за наших – и радоваться не только за медалистов, но и вообще за всех участников.