Минская группа (МГ) ОБСЕ обсудит в Москве нагорно-карабахское урегулирование и новые пути диалога между сторонами конфликта, написал в среду в своем официальном аккаунте в социальной сети Twitter сопредседатель МГ ОБСЕ от США Джеймс Уорлик. «С нетерпением ждем сегодняшней встречи в России по Нагорному Карабаху, и вместе с Францией работаем над вопросами мирного урегулирования», – пишет Уорлик.
По его словам, переговоры с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном подтверждают, что Армения стремится к мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Будем продолжать искать варианты диалога», – написал Уорлик. Между тем пресс-секретарь министерства иностранных дел Армении Тигран Балаян обвинил азербайджанскую сторону в искажении сути и содержания переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Как обычно, Азербайджан искажает суть и содержание переговоров с сопредседателями Минской группы ОБСЕ», – написал в своем микроблоге в Twitter пресс-секретарь МИД Армении 12 марта.
Как ранее сообщало ИА Regnum, сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели в последние дни отдельные встречи с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана- Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым. По итогам встречи с посредниками в Париже глава МИД Азербайджана в ходе переговоров вновь подтвердил готовность Баку подписать всеобъемлющий мирный договор по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и подчеркнул «необходимость вывода вооруженных сил Армении с оккупированных азербайджанских территорий для продвижения мира».
При этом эксперт по вопросам карабахского конфликта и Кавказа, старший научный сотрудник американского исследовательского центра Atlantic Council Сабина Фрейзер не исключает того, что работа Минской группы ОБСЕ может быть парализована. Об этом она заявила в ходе беседы с армянским сайтом 1in.am, комментируя вопрос о том, как отразятся продолжающиеся разногласия между Россией и США на мирном урегулировании карабахского конфликта и переговорах Минской группы ОБСЕ.
Она отметила, что американский и российский сопредседатели Минской группы ОБСЕ в целом сумели невиданным образом отделиться от более широких – двусторонних разногласий Россия-США. Сабина Фрейзер напомнила, что в августе 2008 года после конфликта между Россией и Грузией был зарегистрирован существенный прогресс во время переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ, переговоры между Арменией и Азербайджаном вокруг фундаментальных принципов стали интенсивнее, президент России Дмитрий Медведев провел 10 встреч лицом к лицу с президентами конфликтующих сторон, и, казалось, у него есть большое желание в этом вопросе поднять рейтинг своей страны.
«На этот раз разногласия между Россией и США еще глубже, чем это было даже в 2008 году. Следовательно, есть вероятность, что это повлияет на способность сторон найти решения в связи с карабахским конфликтом», – сказала она.
С Сабиной Фрейзер трудно не согласиться. Во-первых, тогда хотя бы формально президентом России был Медведев, который выступал инициатором модернизации страны, что не представлялось возможным тогда и не представляется возможным сегодня без сотрудничества с Западом. Для модернизации России необходимы были западные инвестиции и инновационные технологии. Владимир Путин не нуждается в модернизации. Это не тот путь, который может обеспечить воспроизводство его личной власти. Путину для воспроизводства необходимы конфликты, чтобы все, естественно, внутри России, почувствовали его значимость. В этих условиях вряд ли кто-то может предположить, что Путин выступит с какой-либо позитивной инициативой по урегулированию конфликтов.
Во-вторых, необходимо помнить, что в 2008 году было подписано соглашение о мирном урегулировании конфликта между Россией и Грузией при посредничестве Франции. Да, в последующем Россия отказалась выполнить часть положений этого соглашения. Однако международному сообществу как бы удалось перевести грузино-российский конфликт в режим мирного урегулирования, притом с использованием международно-правовых механизмов. Грузино-российские отношения до сих пор находятся в этом режиме мирных переговоров, которые являются «продуктом» посреднической миссии официального Парижа.
Сегодня надежда на то, что Россия и Запад смогут выйти на режим мирного урегулирования конфликта вокруг Украины, минимальна. Скорее всего, мы станем свидетелями длительного противостояния, притом во всех сферах. А в условиях жесткого противостояния Россия не будет нуждаться в создании позитивного имиджа.
В-третьих, как и предполагала наша газета, реакция Запада на попытку аннексии Крыма оказалась диаметрально противоположной той, что была в 2008 году. Первое – на Западе считали, притом, надо сказать, глубоко ошибались, что грузино-российская война является досадной осечкой. Второе – тогда во многом обвиняли необузданную натуру Михаила Саакашвили. Третье – рассматривали грузино-российский конфликт как локальное противостояние, не влияющее на глобальный расклад сил. И, как следствие, реакция ограничилась локальным уровнем. Решили особо не дразнить Кремль, на время забыли о планах расширения НАТО на Восток. И, наконец, четвертое – Россия, по сути, создает правовую базу для аннексии части любого государства. Другими словами, Россия отказывается признавать принцип территориальной целостности в межгосударственных отношениях.
Словом, по вышеупомянутым причинам сейчас у Запада диаметрально противоположная реакция. С этой точки зрения интересно сообщение Кommersant.ru о том, что Грузии уже в сентябре может быть предоставлен План действий по членству в НАТО. По словам собеседников «Ъ», окончательное решение этого вопроса будет зависеть от исхода кризиса на Украине (подробнее об этом читайте в сегодняшней публикации «НАТО готовится позвать к себе Грузию» – прим. ред.).
Россия перспективу приближения НАТО к ее границам считает неприемлемой. Глава МИД РФ Сергей Лавров недавно назвал расширение альянса «продолжением старой логики эпохи «холодной войны». «Это не только сохранение разделительных линий, которые мы все обязались убирать, это продвижение этих разделительных линий дальше на Восток, что в корне противоречит тем обязательствам, которые прозвучали на высшем уровне в отношении неделимости и безопасности», – посетовал он.
Тем не менее, по словам источника «Ъ» в Госдепе, «если Россия объявит о присоединении Крыма, вопрос предоставления Грузии ПДЧ можно считать фактически решенным». Оговорку «фактически» собеседник «Ъ» объяснил тем, что помешать этому может лишь Германия, МИД которой, как и в 2008 году, возглавляет лояльно относящийся к Москве Франк-Вальтер Штайнмайер. «Впрочем, мнение Берлина и ряда других скептиков может измениться: присоединение Крыма к РФ ни в одной из столиц ЕС не считают приемлемым»,- убежден собеседник «Ъ».
Таким образом, НАТО окажется у наших дверей…