Если вам нужен настоящий автомат Калашникова, Сергей Чемезов – ваш человек. Он также с радостью продаст вам смартфон с двойным экраном, неонатальные инкубаторы, тяжелые грузовики или пару тонн титана.
Сергей Чемезов, возглавляющий госкорпорацию «Ростех», созданную на базе ОАО «Рособоронэкспорт», расширяет и диверсифицирует бизнес. До конца следующего года он планирует инвестиции в размере 9 миллиардов долларов, которые в том числе пойдут на разработку биотехнологий, лекарств, гаджетов и медицинского оборудования.
«Наша цель – чтобы к 2015 году доля гражданской продукции в выручке наших предприятий была не менее 50%, чтобы мы не были так зависимы от оборонного заказа и ВТС», – заявил в интервью Сергей Чемезов.
Возможно, в свете угроз лидеров Европы и США о введении санкций в отношении России поиск новых рынков и партнеров как никогда важен для Ростеха. Эта стратегия синхронизируется и со словами Владимира Путина, который в начале своего третьего президентского срока поручил правительству создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест посредством модернизации преимущественно сырьевой российской экономики.
Сергей Чемезов родился в сибирском Иркутске и там же начал свою карьеру в должности инженера. Чемезов – союзник президента, которого он знает с 80-х годов, когда они были соседями по дому в Дрездене, а будущий президент был сотрудником КГБ.
По словам Сергея Чемезова, выручка Ростеха за 2013 год превысила триллион рублей против 931 млрд в 2012 году. Доля продукции военного назначения по-прежнему составляет около 60%.
Контракты с Пентагоном
США, которые в прошлом году подписали с ОАО «Рособоронэкпорт» контракт на поставку вертолетов общей стоимостью 572 млн долларов, на прошлой неделе объявили о решении приостановить военно-техническое сотрудничество с Россией. Более того, Илон Маск, миллиардер и глава Tesla Motors, заявил, что после событий на Украине США не должны подписывать с Россией «огромный контракт по ракетным двигателям».
С Украиной у Ростеха налажено серьезное промышленное сотрудничество так что текущая ситуация в стране «безусловно вызывает тревогу», заявил Сергей Чемезов.
«Мы надеемся, что отсутствие единства подхода правительств по некоторым вопросам не будет оказывать влияния на взаимоотношения между нашими странами, и все ранее достигнутые соглашения с зарубежными партнерами будут успешно реализовываться», – добавил глава Ростеха.
Со временем Ростех планирует продать долю в своих самых успешных холдингах. В 2012 году Корпорация продала контрольный пакет акций крупнейшего в мире производителя титана ВСМПО-Ависма, сохранив долю в 25%.
Финансовые трудности
Однако большинству предприятий Госкорпорации еще далеко до финансового благополучия. На момент создания Ростех в конце 2007 году получил сотни производств в предбанкротном состоянии. В 2009 году, когда ВВП России сократился на 7,8%, под управлением корпорации было 437 предприятий, общий убыток которых составил 61 млрд рублей.
Около 100 предприятий на момент передачи Ростеху были в предкризисном состоянии, 28 находились в состоянии банкротства, еще 23 уже не функционировали. Об этом Чемезов доложил Владимиру Путину на совещании в 2012 году.
Сегодня под управлением Ростеха находится 663 предприятия, и их количество постоянно увеличивается. Корпорация вышла на прибыльные показатели в 2012 году, что позволило Сергею Чемезову переориентироваться от спасения предприятий советского периода на инвестиции в модернизацию.
Около трети инвестиционной программы Ростеха, рассчитанной на три года, направляется на капитальное развитие КАМАЗа и АВТОВАЗа, контрольный пакет акций которого в прошлом году приобрел альянс Renault-Nissan.
«Ростех планирует вложить 332,6 миллиарда рублей инвестиций в предприятия корпорации. Из них значительная часть – около 116 млрд рублей – придется на программы модернизации КАМАЗа и АВТОВАЗа», – заявил Чемезов.
Автомобили и грузовики
По словам Сергея Чемезова, Ростех может увеличить свою долю в КАМАЗе, совладельцем которого является Daimler AG, с текущих 49,9% до суперконтрольной. Troika Capital Partners хотят продать свои 23,5%, однако Ростеху и Daimler пока не удалось прийти к компромиссному решению по цене.
«На цену акций влияет совокупность факторов, в том числе расходы предприятия на соблюдение экологических норм, наличие непрофильных активов, обязательства по гособоронзаказу, реструктуризация, которая проводится на КАМАЗе в рамках программы развития», – сказал глава Ростеха.
Сергей Чемезов также продвигает медицинские проекты. Корпорации принадлежит ОАО «Швабе», ассортимент продукции которого включает всё от оптических приборов до инкубаторов для новорожденных, и сегодня Ростех планирует начать консолидацию долей в государственных фармацевтических и биотехнологических компаниях.
В прошлом году корпорация вышла на потребительский рынок, представив новый Yotaphone, который Чемезов охарактеризовал как «стопроцентно российское изобретение». Как сообщил глава корпорации премьер-министру Дмитрию Медведеву, новый смартфон, оснащенный двумя экранами (основным LCD-экраном и вторым, выполненным по технологии «электронных чернил»), был удостоен наград на специализированных выставках в Лас-Вегасе и Каннах.
«Apple нервничает?» – спросил во время ознакомления с Yotaphone Дмитрий Медведев, который сам предпочитает продукцию американской компании.
«Совершенно верно», – подтвердил Сергей Чемезов. Тем не менее, глава Ростеха признался, что компоненты российского смартфона производятся за рубежом, а собирается устройство в Сингапуре. «Самое главное – вся интеллектуальная собственность принадлежит России», – отметил он.
По словам гендиректора Ростеха, телекоммуникации – высокотехнологичная современная отрасль, которая интересна госкорпорации. Сегодня Ростех владеет 1,5% акций Мегафона через холдинг Garsdale и 25% акций Yota Devices.
«Мы очень довольны этими инвестициями, я сам пользуюсь Yota Phone, но увеличивать свое присутствие в этом секторе мы пока не планируем. Хотя телеком нам в целом интересен, мы видим здесь потенциал для экономического роста холдингов компании в области производства гражданской продукции», – заявил Сергей Чемезов.
По его словам, госкорпорация внимательно следит за стартапами в этой сфере. «У нас есть технический совет, который постоянно просматривает предложения о сотрудничестве с различными изобретателями, как это было с оператором Yota, но пока ничего подобного мы еще не нашли», – отметил Сергей Чемезов.
Военно-техническое сотрудничество
Диверсификация в другие производства не означает, что военно-техническое сотрудничество отходит на второй план. В прошлом году выручка Рособоронэкспорта достигла рекордных 13 миллиарда долларов, сообщала в январе газета «Коммерсант». По словам Чемезова, экспортер оружия рассчитывает увеличить поставки в Латинскую Америку и Африку и сохранить присутствие в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии.
«Американцев мы, наверное, не догоним, поскольку их поставки находятся в пределах 20 млрд долларов», – сказал Сергей Чемезов. По его словам, российский экспорт вооружений, скорее всего, удержится в пределах 15 миллиардов долларов.
Частные инвесторы Андрей Бокарев и Алексей Криворучко в прошлом году приобрели 49% акций расположенного в Ижевске концерна «Калашников», который производит самый популярный в мире автомат АК-47. Изобретатель автомата Михаил Калашников умер в декабре 2013 года.
В концерне «Калашников» «система дистрибуции была неэффективной, не был выстроен маркетинг», – сказал Чемезов. По его словам, через два года Ростеху удастся вывести компанию на безубыточность и начать сборочное производство в Индии.
По словам Сергея Чемезова, в этой сфере на экспорт авиационной техники, в том числе вертолетов, приходится примерно 30-35%. Ростеху принадлежит ОАО «Вертолеты России», которое в 2011 году отложило проведение первичного публичного размещения акций в Лондоне объемом $500 миллионов, сославшись на то, что инвесторы недооценили этот актив.
«По производству боевых вертолетов мы занимаем первое место в мире, – сказал Сергей Чемезов в интервью. – Они дешевле, чем американские и европейские, а по качеству мы ни в чем не уступаем».
«Вертолеты России» могут вновь попытаться выйти на IPO, как только будет соответствующая рыночная конъюнктура, сказал Чемезов, отметив, что «Швабе» и концерн «Радиоэлектронные технологии» тоже готовятся к листингу.
«Мы допустили ошибку, поскольку хотели разместить бумаги в Лондоне, – сказал он. – Нам нужно было делать это в Азии – там, где находятся наши основные клиенты и где нас хорошо знают».