Как известно, холодная война не вылилась во всемирную ядерную катастрофу из-за угрозы взаимного уничтожения противоборствующих сторон. И все же эффект взаимного сдерживания не принес мира и согласия, а подпитал скрытый конфликт, длившийся более 40 лет.
Я спрашиваю себя, не окажет ли подобного действия членство Испании в ЕС на усугубляющийся конфликт, вызванный сепаратистскими настроениями в Каталонии. Когда мы в 1986 году вступили в Европейское экономическое сообщество, то сделали это не исключительно по экономическим или внешнеполитическим соображениям. Мы просто осознавали, что принадлежность к единой Европе даст нам гарантию от возврата в самые мрачные периоды нашей истории, излечит некоторые наши застарелые болезни.
Нас мало беспокоило то, что мы передаем часть своих полномочий и утрачиваем свободу действий. Вступление в единую Европу означало укрепление демократии и уничтожение вредных пережитков прошлого, окончательное поражение патриархальной и самобытной Испании. Включаясь в европейский проект, мы принимали такие ценности и способы политического поведения, отказ от которых означал бы огромные политические, экономические и социальные издержки.
Прошло почти 30 лет, и вот теперь эти ценности вынуждают правительство Испании и Автономное правительство Каталонии принимать весьма жесткие правила игры. Передача полномочий Евросоюзу ослабила государства-члены, сделав их более уязвимыми к проявлениям сепаратизма. Европейская интеграция не поддерживает сепаратистские настроения, а старается их всячески погасить, напоминая, что, в случае выхода из состава того или иного государства, им придется выйти и из ЕС, а потом снова в него вступать.
Правительство уже не может реагировать на проявления сепаратизма теми же методами, что и раньше. Оно не может применить силу (думаю, что это вообще мало кому может прийти в голову, за исключением разве что какого-нибудь троглодита). Оно также не может отменить автономию или предпринять какие-либо меры в отношении Автономного правительства Каталонии (если только оно не пойдет какие-то откровенно антиконституционные действия), не рискуя вызвать жесткое порицание со стороны европейских стран и раздуть такой пожар, в котором само же и погибнет. Правительство Испании должно постоянно действовать не только в соответствии с конституцией, но и с демократическими принципами, на которых она основывается, соблюдая в полном объеме права каталонцев и всех испанцев.
Однако это не означает, что Автономное правительство может делать все, что ему заблагорассудится, поскольку его полномочия тоже имеют свои рамки. Оно должно всегда действовать в соответствии с законодательством и волей граждан, выраженной при голосовании. Какую бы поддержку ему ни выразили в ходе возможного референдума или, скорее всего, плебисцитарных выборов, Автономное правительство не может в одностороннем порядке объявить о независимости, если только правительство Испании не будет упорно отвергать все политические и переговорные инициативы, значительно осложняя тем самым нахождение Каталонии в составе единого государства. Автономное правительство должно избегать любых шагов, которые приведут к его автоматическому выходу из ЕС, если только не получит гарантий возможности вновь вступить в него в кратчайшие сроки, принимая во внимание, что большинство каталонцев не желают выхода из ЕС.
Если же Каталония станет одновременно вести переговоры о независимости от Испании, выходе и повторном вступлении в ЕС, причем на условиях, которые позволят ей в течение этого периода оставаться пассивным членом единого рынка, входить в Шенгенскую зону и использовать евро, то ей придется еще более тщательно соблюдать европейские ценности и законы, чтобы не осложнить ход переговоров и не дать повода властям Испании препятствовать ее отделению.
С этой точки зрения, членство в Евросоюзе, несомненно, является гарантией от действий, которыми мы вряд ли бы стали гордиться. К счастью для всех, ни подавление, ни восстание не несут в себе никакой политической выгоды для тех, кто мог бы их инициировать. В условиях этого противостояния любые резкие движения и провокации принесут лишь вред, а терпение и стремление к диалогу - пользу. Площадь Каталонии никогда не превратится в киевский Майдан. Там не будет никаких снайперов и окровавленных улиц.
Правительство Испании и Автономное правительство Каталонии сохраняют способность причинить друг другу ущерб, но их возможности сломить друг друга ограниченны. Это может привести лишь к затягиванию спора, а вовсе не к его решению. Членство в ЕС не убавит сепаратистских настроений каталонцев, равно как и не поколеблет убежденность значительной части испанцев в том, что Конституция не предусматривает выхода из состава государства. Сепаратизм может создать постоянный очаг напряжения, подобный тому, что существует между Валлонией и Фландрией, когда области не могут ни сосуществовать нормально, ни разойтись, причем подобное положение длиться долгие годы, пока воля граждан не склонит чашу весов в ту или иную сторону.
Генри Луис Менкен (H. L. Mencken) написал, что для каждой сложной проблемы существует ясное, простое и при этом неверное решение. Ни правительство Испании, ни Автономное правительство Каталонии не в состоянии пойти сейчас на простые и ошибочные решения. Ни у того, ни у другого нет того кратчайшего пути, который мог бы привести к цели. Непримиримость и нечистоплотные приемы могут обернуться против них же самих. Оба хотят иметь преимущество в аргументах, завоевать доверие граждан и понимание со стороны европейских институтов, которым, независимо от их желания, вполне возможно, придется выступить в качестве третейских судей в этом конфликте, особенно если в ближайшее время не будет налажен диалог и не начнутся переговоры. По сути дела, органы ЕС уже опосредованно выступают в качестве третейских судей, устанавливая правила игры, призывая стороны сесть за стол переговоров и определяя их повестку дня.
Как правительство Испании, так и сторонники независимости Каталонии считают, что подобная опека со стороны ЕС идет им на пользу. При этом центральное правительство исходит из того, что, в случае выхода из состава Испании, Каталония должна будет выйти из ЕС без права повторного вступления в краткосрочной перспективе. Она также должна быть лишена права оставаться частью единого рынка, входить в Шенгенскую зону и использовать евро. Сторонники независимости, в свою очередь, ощущая поддержку со стороны значительного количества граждан, полагают, что правительство Испании, лишенное возможности пойти на репрессивные меры, не имеет никаких рычагов воздействия и должно будет смириться с волей каталонцев. Все рассматривают ЕС в качестве союзника и инструмента, который в итоге поможет им одержать победу.
В действительности подобные правила игры приносят наибольшую пользу обычным гражданам. И не только потому, что не позволяют вернуться к сомнительным методам, которые совершенно не соответствуют современной эпохе, но также и в силу того, что способствуют диалогу и являются залогом того, что, независимо от развития событий, последнее слово будет за нами.
Автор - бывший посол Испании в Великобритании, писатель и дипломат.