В январе 1954 года на вид эксцентричный советский лидер Никита Хрущев, родившийся в России на границе с Украиной и женатый на украинке, передал тогдашней Украинской ССР регион Крыма. Это было сделано якобы в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией. Проработав в течение долгого времени секретарем ЦК партии на Украине, Хрущев считал, что, став частью УССР, Крым экономически выиграет от использования гидроэнергетического потенциала реки Днепр. Хрущев явно не предвидел распада «нерушимого» Советского Союза, у которого было только два крупных южных порта с круглогодичным выходом к морю - Севастополь и Одесса. Когда же Советский Союз распался, Верховный Совет Российской Федерации в 1992 году принял решение о переименовании крымского региона в Автономную республику Крым. Севастополь и Одесса стали частью Украины.
Не удовлетворившись развалом Советского Союза, США и их союзники по НАТО решили, что необходимо сдерживать мощь России. Расчет делался на то, что отдаленные кавказские республики с подавляющим мусульманским населением измотают Россию вооруженной борьбой, а ее западные, южные и балтийские соседи будут постепенно отдаляться и интегрироваться в Европейский Союз и НАТО. Конечной целью было сдерживание богатой природными ресурсами и сильной в военном отношении России. Казалось, этот план успешно осуществлялся в годы правления иногда возвращавшегося в трезвое состояние Бориса Ельцина, который – что очень странно! – относился к чеченскому лидеру как к главе государства. Мусульманский сепаратистский вооруженный мятеж щедро спонсировали Саудовская Аравия и Катар, а таких лидеров, как Шамиль Басаев и Зелимхан Яндарбиев, не чурались принимать в западных столицах. Иногда они вели боевые операции с отдаленных баз, расположенных вплоть до Афганистана, находившегося под контролем Талибана.
Реалистичный политик Владимир Путин вскоре стал главным препятствием на пути осуществления этих грандиозных планов Запада. Путин беспощадно подавил чеченский мятеж, хотя в кавказском регионе спорадически и проявляется нестабильность из-за вылазок исламистов и атак террористов-смертников. Это проявилось во взрывах в Волгограде накануне зимней Олимпиады в Сочи. Сообщалось, что в прошлом году шеф саудовской разведки принц Бандар бин Султан предлагал содействие со стороны Саудовской Аравии в подавлении мятежей в кавказском регионе в обмен на прекращение российской помощи режиму Асада в Сирии, однако, по сообщениям, Путин с порога отверг это предложение. Более того, похоже, что Запад ничему не научился после стремительного военного вторжения России в Южную Осетию и Грузию в 2008 году вслед за непродуманными попытками готового на все грузинского президента Михаила Саакашвили добиться вступления в НАТО, что сделало бы южные рубежи России уязвимыми.
Нынешний кризис на Украине также возник в результате попыток США и ЕС свергнуть конституционно пришедшее правительство. Избранному по конституции украинскому президенту Виктору Януковичу предложили до получения полноценного членства подписать соглашение об ассоциации с ЕС. В западных частях Украины гораздо сильнее поддерживали более тесное сближение с Евросоюзом. Регионы Восточной Украины, где проживает многочисленное русскоязычное население, напротив, поддерживало более близкие взаимоотношения с Россией и ему были выгодны широкие торговые, энергетические и коммерческие связи, осуществляемые через восточную границу страны. Еще важнее было подписание Януковичем соглашения с Россией о продлении аренды с 2017 по 2042 год порта Севастополь, используемого в качестве базы Черноморского флота России, с возможностью дальнейшей его пролонгации до 2047 года. Это не могло понравиться тем в Вашингтоне, кто стремится к «стратегическому сдерживанию» России. Когда же Янукович ассоциации с ЕС предпочел экономическую помощь от России, началась фактическая осада украинской столицы Киева толпами людей, доставленных в основном из Западной Украины, при силовой поддержке крайне правых элементов. Жестким требованием стала незамедлительная отставка президента. Восточная Украина, откуда Янукович черпал политическую поддержку, в целом спокойно или даже враждебно относилась к событиям в столице. Однако вызывающе роскошный образ жизни президента вкупе с неэффективным управлением не вызывали к нему симпатий соотечественников.
Пока европейские представители пытались договориться о создании правительства на основе широкой коалиции, ястребы из Госдепартамента, как оказалось, этим не довольствовались и стали добиваться ни много ни мало свержения президента Януковича. Записанный телефонный разговор между помощником государственного секретаря Викторией Нуланд и послом США в Киеве Джеффри Пьяттом ясно показал, что Госдепартамент не интересуют тонкости конституции. Он был решительно настроен добиться немедленной смены режима путем еще большего насилия в Киеве и других городах. Более того, эскалация насилия продолжалась, несмотря на достигнутое 21 февраля соглашение о переходном устройстве власти и скором проведении президентских выборов. Чувствуя угрозу своей жизни, Янукович сбежал в Россию.
Российская реакция на такое развитие событий была немедленной и предсказуемой. И без того обеспокоенное русское население Восточной Украины получило основание, чтобы взять под контроль штаб-квартиры Черноморского флота России в Севастополе. Весь регион Крыма, переданного Украине Хрущевым в 1954, перешел под контроль русскоговорящих демонстрантов, поддержанных вооруженными военными, вполне вероятно, прибывшими с другой стороны российско-украинской границы. Избранный региональный парламент 78 голосами против одного высказался за проведение 16 марта референдума о будущем автономной Республики Крым. В подавляющем большинстве население крымской автономии проголосует за воссоединение с Россией. В то время как американцы, британцы и малые страны ЕС призывают к введению санкций против Москвы, такие зрелые лидеры, как канцлер ФРГ Ангела Меркель, принимая во внимание необходимость сотрудничества с Москвой в обеспечении энергопоставок и учитывая статус России как постоянного члена Совета Безопасности, прагматично рассудили, что продвинуться вперед можно лишь путем реалистичного диалога. Неудивительно, что Китай подал сигнал о заинтересованности поддержать российскую сторону в нынешних событиях, и заверил: «Российское противодействие Западу имеет глобальное значение. Оказание поддержки России усиливает основополагающую стратегию Китая».
Российский ученый Сергей Караганов из московского Национального исследовательского университета недавно заметил: «Общие очертания компромисса (на Украине) ясны. Федеративное устройство украинских институтов власти и переход к парламентской республике от президентской дадут населению каждого региона возможность выбора языковой и культурной идентичности. Права владения и контроля за системой транспортировки газа должны разделиться между Украиной и ее соседями. Стране должно быть дозволено участвовать как в российском Таможенном союзе, так и в соглашении об ассоциации с ЕС». Будучи федеративной парламентской демократией, Индия расценит это предложение как разумное и реалистичное.