Хотя украинский кризис происходит очень далеко от Китая и никак не затрагивает его «коренные интересы», тем не менее, он все более и более ставит КНР перед дипломатической дилеммой. С одной стороны, кризис усугубляется «мирным вводом» российских солдат в Крым и планом последнего отделиться от Украины через референдум – это диаметрально противоположно давнему принципу Китая по анти-сепаратизму и недопустимости вмешательства в дела других стран; с другой стороны, если Китай будет симпатизировать новому правительству в Киеве или западной точке зрения, это, безусловно, охладит отношения с Россией, с которой Китай наладил тесные стратегические отношения в последние годы. Более того, так как и Россия, и Соединенные Штаты ищут поддержки Китая, а ситуация на Украине становится всё хуже и хуже, то не очень понятно, как Китаю и дальше удастся «усидеть на заборе», не поддержав кого-то из них и не нарушив собственный устоявшийся принцип?
Учитывая деликатность ситуации и указанную дилемму, ответ Китая до сих пор был очень осторожным и намеренно двусмысленным. Однако, так как Соединенные Штаты и Европа требуют жестких меры и санкций против России, а Киев – весьма вероятно – решит поставить обсуждение своей проблемы перед Советом Безопасности ООН, то китайская дипломатическая свобода действий окажется под большим давлением. Пекину придётся четко определить свою позицию и играть более активную роль, как предложил на пресс-конференции по итогам Всекитайского собрания народных представителей новый министр иностранных дел Ван И.
Хорошая новость заключается в том, что всё еще остается место для дипломатии:
Во-первых, ни Запад, ни Россия не хотят войны, даже холодной войны. Для современной Европы война с вооруженной ядерным оружием Россией немыслима. Даже холодная война в том или ином виде была бы невыносимо дорога, если не катастрофична, для борющейся с кризисом европейской экономики. Великобритания, Франция и Германия имеют огромные экономические интересы в России. Ограниченная бюджетом администрация Обамы, между тем, просто не имеет возможности или желания провести или даже представить себе маленькую обычную войну с Россией. При этом Россия, хотя и разочаровалась в Западе, но не готова физически или психологически вести войну, холодную или горячую, с западными державами.
Во-вторых, Соединенные Штаты, Европа и Россия – все хотят найти разумный выход из нынешнего кризиса, как и само украинское правительство. Без сомнения, действия России в Крыму удивили США и Европу, которые оказались под давлением мирового общественного мнения, требующего принятия решительных мер, даже если они не готовы и не желают делать этого. И они пока настаивают на каких-то экономических санкциях против России, но по-прежнему не хотят закрывать дверь для переговоров и загонять Москву в угол. Что касается России, то хотя она и ожидала возмущения и критики со стороны Запада, но не готова столкнуться с перспективой жестких экономических санкций и политической изоляции. Если ей предложить достойное решение, Россия не будет безрассудна.
В-третьих, автономный Крым, остающийся в составе Украины, но с гарантиями российского военного присутствия на его территории, будет отвечать интересам Украины, России и международного сообщества. То, что беспокоит Киев в нынешней ситуации, это возможная потеря Крыма и российская угроза суверенитету и территориальной целостности Украины. В свою очередь кошмар для России – прозападная Украина, враждебная России и выступающая против её военного присутствия в Крыму. Если каждый сможет получить то, чего хочет, и избежать того, чего опасается, то решение может быть найдено.
Учитывая эти общие интересы, Китай может играть активную роль в содействии дипломатическому решению этого кризиса.
Во-первых, Китай мог бы прибегнуть к «тихой дипломатии», пользуясь своими тесными стратегическими отношениями с Россией. В настоящее время перед лицом экономических санкций со стороны США и Европы весьма невелик шанс на то, что Россия отступит в двусторонних или многосторонних диалогах с Западом. Президент России Владимир Путин не склонится перед Западом из-за санкций. Тем не менее, если Китай спокойно предложит России руку помощи, начав – как близкий друг – разговор о российских интересах в отношении Украины (предмет, который Путин знает лучше, чем кто-либо другой), возможно, российский президент выслушает его более охотно. И президент Китая Си Цзиньпин может позвонить Путину и предложить свой дружеский совет.
Во-вторых, если Путин заинтересован в совете Китая, Пекин должен получить обещание или даже гарантии Вашингтона по статусу российской военной базы в Крыму и отмене экономических санкций.
В-третьих, когда обещания или даже гарантии будут предоставлены, Китай должен поработать вместе с Германией, чьи позиции и взгляды несколько отличаются от позиций и взглядов Соединенных Штатов и других европейских стран, чтобы склонить Россию к деэскалации обстановки и поиску дипломатического решения кризиса.
Конечно, если Россия не пожелает принять дружеские советы Китая, то Пекин также должен быть честен с Москвой, сказав ей, что Китай не будет нормально относится, тем более поддерживать, к переходу части территории Украины под юрисдикцию РФ, что противоречит давним принципам Китая. И Пекин должен также откровенно предупредить, что Россия не может рассчитывать на голос Китая, если вопрос о независимости Крыма или же его перехода под юрисдикцию России будет поставлен правительством Украины перед СБ ООН.
Вэй Цзунъю, профессор и заместитель декана Института международных и дипломатических отношений при Шанхайском университете международных исследований (Шанхай, Китай). В круг его научных интересов входят китайско-американские отношения, американская внешняя политика, гуманитарные интервенции и новая форма международного права «Обязанность защищать». Мнения, высказанные здесь, принадлежат исключительно автору и никоим образом не отражают взгляды института или любого официального учреждения.