У Японии нет ядерного оружия, и она не планирует его разрабатывать, однако у этой страны столько урана и плутония, которые она хранит у себя и за рубежом, что ей не потребуется много времени для создания ядерной бомбы. Многие японские лидеры считают эту «бомбу в подвале» очень эффективным инструментом сдерживания в противостоянии против Китая и Южной Кореи. В действительности администрация Абэ планирует открыть новый бридерный реактор, который будет производить больше плутония, чем требуется ядерным энергетическим установкам страны (которые сейчас временно выведены из эксплуатации). Для Китая и Южной Кореи это стало довольно тревожным сигналом, свидетельствующим о скрытом потенциале Японии и заставляющим оба государства искать способы сохранить свои позиции.
«Китай, по всей видимости, воспринимает угрозу бомбы в подвале всерьез», — пишет Роберт Уиндрем (Robert Windrem) в своей подробной статье на сайте NBC News. Пекин очень обеспокоен созданием нового быстрого бридерного реактора для производства плутония, открытие которого в Роккашо намечено на октябрь. Бридерные реакторы производят больше плутония, чем поглощают. Реактор в Роккашо позволит Японии увеличить и без того довольно существенный запас ядерных материалов, которые, разумеется, пока не используются для создания атомной бомбы, но могут использоваться. Сейчас Япония имеет в своем распоряжении 9 тонн оружейного плутония и 1,2 тонны обогащенного урана, хранящихся в разных областях страны, а также 35 тонн плутония, хранящихся на территории Франции и Соединенного Королевства. Этого количества материалов достаточно для создания 5 тысяч атомных бомб. Реактор в Роккашо будет производить по 8 тонн плутония в год — этого достаточно, чтобы создать тысячу бомб, подобных той, которая была сброшена на Нагасаки.
«Ястребы [в Японии] любят ядерное оружие, и они считают ядерную программу лучшим из того, что они могут сделать, — сказал один эксперт в области нераспространения в беседе с репортерами NBC. — Они не хотят отказываться от идеи того, чтобы использовать его в качестве средства устрашения». Помимо сдерживания Китая эти запасы ядерных материалов повышают заинтересованность Южной Кореи в реализации ее программы по созданию ядерного оружия. Во многом это является реакцией на воинственность Северной Кореи, но отношения Южной Кореи с Японией в настоящее время стремительно ухудшаются.
Это как раз та область, где требуется помощь американского руководства, которое должно выступить в качестве посредника. Сейчас Южная Корея и Япония уже практически перестали общаться друг с другом. И эта ситуация может продолжить ухудшаться, особенно если администрация Обамы не сумеет исправить недоработки в своей программе поворота к Азии.