Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сегодня — Украина, завтра — Казахстан и Белоруссия?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Расширение НАТО на Восток и развитие отношений ЕС с восточными странами невозможно остановить ни нападением России на Грузию, ни кризисом на Украине. Чтобы получить контроль над Россией, Западу нужно приблизиться к ее границам. Поэтому, возможно, одной из главных причин применения россиянами военной силы и ее отправки в Крым является попытка помешать данным планам западных стран.

Нынешняя сложная ситуация на Украине началась несколько месяцев тому назад с антиправительственных выступлений противников Виктора Януковича, пророссийского президента этой страны. В результате этого, ввиду усиления демонстраций, которые привели к кровавым столкновениям и гибели почти сотни людей, Янукович бежал в Россию и у власти встала оппозиция. Все это привело к тому, что Кремль, оправдываясь необходимостью защиты русского населения на востоке и юге Украины, не только не признал новое правительство в Киеве, но оказался на пороге военного вторжения в эту страну.

Согласно своей Конституции, Россия придерживается принципа о том, что если русскому населению других стран, оказавшемуся вдали от исторической родины в результате распада Советского Союза, угрожает опасность, для его защиты следует предпринимать конкретные действия. На данный момент Россия еще не осуществила военную атаку на Украину, однако прозвучавшие угрозы и введение российских военных войск на полуостров Крым заставило содрогнуться киевское руководство. Сейчас, когда особо велика опасность военной экспансии России против Украины или, по крайней мере, вероятность присоединения к ее территории части этой страны (в частности, Крыма), возникает такой вопрос: если события, подобные украинским, произойдут в других республиках Евразии, например, в Казахстане или Белоруссии, как отреагируют на это руководства этих стран и каковы будут действия Москвы?

Конечно, мощные политические процессы на Украине еще не закончились, однако уже сейчас можно задуматься о том, в какой еще стране из числа бывших советских республик следует ожидать такого неожиданного развития событий? Готова ли Россия к подобным процессам в пограничных государствах и в том районе, который считает сферой собственных геополитических интересов и по отношению к которому несет определенную ответственность? Обратиться к дальнейшей судьбе Белоруссии и Казахстана нас заставил тот факт, что в этих республиках также проживается большой процент русского населения.

 

Белоруссия

 

Среди всех стран региона Белоруссия наиболее связана с Россией исторически, культурно и политически. За годы, последовавшие после отделения этих двух стран, были приняты многочисленные проекты, как бы поворачивая процесс вспять, содействовали их устойчивому сближению. В результате этого между Москвой и Минском был заключен даже союзнический договор (о создании «Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества»).

Вполне вероятно, что в ближайшие годы Белоруссию ожидают такие же события, как во время кризиса на Украине. Соседство Белоруссии с европейскими странами, такими как Польша, Литва, Латвия и Украина наводит на мысль о том, что именно там крайне высока возможность дестабилизации внутренней обстановки.

Если задуматься, с какими именно соседями на западе граничит Белоруссия, то можно понять, что, скорее всего, эта страна будет следующей мишенью Запада, добивающегося максимально приблизиться к границам России. Подчеркнем, что, помимо Украины, Белоруссия также имеет общую границу с Латвией и Литвой, которые, в свою очередь, поддерживают крайне тесные отношения с Западом, Литовская республика даже председательствует в Совете Евросоюза. Похожую позицию занимает и Польша, территория которой используется для размещения там систем противовоздушной обороны США и Североатлантического альянса.

Расширение НАТО на Восток и развитие отношений ЕС с восточными странами невозможно остановить ни нападением России на Грузию, ни кризисом на Украине. Чтобы получить контроль над Россией, Западу нужно приблизиться к ее границам. Несомненно, залогом успеха этого предприятия будет являться то, добьется Запад своей победы на Украине или нет, поэтому, возможно, одной из главных причин применения россиянами военной силы и ее отправки в Крым является попытка помешать данным планам западных стран.

По мнению наблюдателей, президент Белоруссии Александр Лукашенко категорически против каких-либо действий, подрывающих власть официального правительства. Поэтому недавно он заявил, что руководство его страны не допустит у себя повторения киевских событий. Тем не менее, тот факт, что 11% от общего населения Белоруссии относят себя к этнически русским, является одним из постоянных рычагов давления Москвы на Минск.

 

Казахстан

 

После Российской Федерации Казахстан является второй страной в мире по числу граждан, говорящих на русском языке. По Конституции Казахстана, принятой 30 августа 1995 года, использование русского языка параллельно с казахским допускается в государственных и частных организациях страны. Последняя перепись населения, проведенная 4 февраля 2009 года, показала, что в стране проживают 16,2 миллиона граждан, из которых 63% составляют казахи, а 23% — русские, причем последние проживают преимущественно в северных районах, граничащих с Россией. 

После получения Казахстаном независимости русские националисты на севере этой республики выступили за присоединение населенных русскими северных регионов к России. Именно благодаря этому воплотилась идея переноса казахской столицы из Алма-Аты в Астану.

 

Позиция России

 

После начала политического кризиса на Украине прошли беседы с президентами Белоруссии и Казахстана. Хотя представители Кремля, занимающиеся отношениями со странами региона, не сделали никаких официальных заявлений, некоторые депутаты Государственной Думы и российских политических партий высказали свою позицию по данному вопросу и тем самым вызвали протесты лидеров евразийских республик.

Указав на рост анархии в братской Украине, лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов назвал виновными в киевских событиях последователей Степана Бандеры, одного из приспешников немецких фашистов. Наибольшую озабоченность Зюганова вызвали нападения на Компартию Украины и запрет ее деятельности в некоторых регионах страны. С его точки зрения, те люди, которые разрушают на Украине памятники Ленина, не понимают, что именно он заложил основы украинской государственности, подписав декрет о создании Украинской советской республики, в то время как в Царской России даже не существовало такого понятия, как Украина.

Члены российской социал-демократической партии («Справедливой России») под руководством Сергея Миронова придерживаются мнения о том, что поскольку на Украине, по официальным данным, проживают семь миллионов русских граждан, Москва ни в коем случае не должна забывать, что несет за них ответственность.

Депутат Государственной Думы и лидер Либерально-демократической партии Владимир Жириновский на одном из собраний в Москве заявил, что страны Центральной Азии, в том числе и Казахстан, должны присоединиться к России. Некоторые наблюдатели подчеркивают, что Жириновский — это высокопоставленный чиновник, занимающий пост заместителя председателя Государственной думы, и лидер одной из крупнейших политических партий России. По их мнению, провокационные заявления этого политика можно расценивать как официальную позицию России. Министерство иностранных дел Казахстана, в свою очередь, выразило протест по поводу агрессивных высказываний Жириновского и потребовало от российских властей дать свои разъяснения.

Одновременно с этим можно утверждать, что украинская тематика, которая в российских СМИ затмила собой все другие сообщения, и почти вышла за пределы информационного пространства, позволила разным партийным политикам завоевать народную симпатию при помощи выдвижения различных патриотических лозунгов.

Все же помимо партийных вопросов и попыток российских политиков привлечь к себе все больше голосов избирателей, не следует забывать о значимости для Кремля такого вопроса, как положение русских граждан в сопредельных странах. Разумеется, отстаивание положения России в свете новых геополитических реалий, сложившихся после распада Советского Союза, считается одной из непростых обязанностей властей этой страны, которые, помимо всего прочего, также вынуждены оказывать поддержку 25 миллионам русских, проживающих в соседних государствах.

Что касается отношений Российской Федерации с бывшими советскими республиками, то здесь следует особенно выделить проблему положения русского населения этих стран, потому именно она в последнее время привлекает к себе наибольшее внимание. Русские националисты проводят широкую пропаганду, рассказывая об условиях жизни за рубежом своих соотечественников, а особую чувствительность проблеме придает то, что таких людей насчитывается несколько миллионов. Важность данной проблемы настолько велика, что даже бывший министр иностранных дел России Андрей Козырев в свое время подчеркивал необходимость вмешательства Москвы в дела стран ближнего зарубежья. По его словам, пренебрежение этим вопросом поставит под угрозу геополитическое положение России.

 

Выводы

 

С 1996 года, когда процесс интеграции между странами СНГ стал набирать большую скорость, Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение об объединении в рамках Таможенного союза. Несмотря на то, что процесс интеграции проходил весьма интенсивно благодаря экономической взаимозависимости между членами СНГ, Белоруссия и Казахстан озабочены все возрастающими лидерскими амбициями Москвы.

Разумеется, нестабильность в соседних государствах и на границах с ними не создает благоприятной ситуации для России. Только посредством установления эффективных контактов с разными, в том числе и оппозиционными, слоями общества других стран Москва может вывести государственные отношения из сферы влияния внутренних процессов. Конечно, сейчас абсолютно все независимые государства, образовавшиеся после распада Советского Союза, пристально следят за событиями на Украине. Что же касается рассматриваемых здесь Белоруссии и Казахстана, необходимо отметить, что в Казахстане наблюдается довольно прочная политическая стабильность и местная оппозиция не обладает там значительной властью. Белоруссию тоже можно назвать относительно стабильным в политическом отношении государством с той лишь разницей, что против минских властей активно действует оппозиция, получающая поддержку из-за рубежа.

Несмотря на проведение в Москве саммита Высшего евразийского экономического совета с участием глав России, Казахстана и Белоруссии, никто из лидеров Таможенного союза или представителей государств, претендующих на членство в нем, с самого начала обострения ситуации в Киеве в январе этого года не поддержал позицию России по отношению к Крыму. Другие страны, кроме Молдавии, осудившей действия Москвы, предпочли воздержаться от каких-либо комментариев.

В период кризиса в Грузии в августе 2008 года, закончившегося настоящей войной, ни одна из стран-членов СНГ не оказала поддержку Москве. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, в свою очередь, всего лишь обещал рассмотреть вопрос об официальном признании независимости Абхазии и Южной Осетии в обмен на новый кредит Москвы, однако свое слово он так и не сдержал.

Одновременно с этим кремлевские лидеры не перестают задаваться вопросом, почему друзья и союзники Москвы из числа бывших советских республик в столь сложной для Путина ситуации не оказывают поддержку российскому президенту?

Вероятно, дело в том, что, несмотря на большую зависимость этих стран от Москвы, их руководство опасается лидерских устремлений Москвы и поэтому не испытывает к ней сильного доверия. Все эти государства, включая даже Украину, которую Москва считает братской страной, на самом деле не очень близки России, а половина украинцев и вовсе не желают поддерживать тесные отношения с восточными соседями. Данное обстоятельство склоняет некоторые круги к мысли о том, что Москве следует прекратить «душить в объятьях» Украину и другие республики бывшего СССР.

Подводя итог, необходимо отметить, что вопреки мнению многих аналитиков о том, что после распада Советского Союза влияние России стало сходить на нет ввиду ее тяжелой экономической и политической ситуации, в скором времени оказалось, что подобный взгляд не совсем верен. Сейчас с достаточной степенью уверенности можно заявлять, что в случае возникновения в соседних с Россией странах событий наподобие украинских она обязательно примет в них участие. Важно подчеркнуть и тот факт, что русское население, проживающее в странах ближнего зарубежья России, всегда является важным инструментом вмешательства Москвы в дела независимых республик, где у нее имеются жизненно важные интересы.