Украинский кризис поставил Китай в сложное положение. Пекин всегда твердо стоял на позиции уважения к территориальной целостности и суверенитету стран мира. Теперь, когда стал подниматься вопрос о нелегитимности крымского референдума и «под огнем» оказался стратегический партнер Китая - Россия -пекинские власти заняли подчеркнуто нейтральную позицию. В то же время государственные СМИ Китая не высказываются в поддержку Москвы. Что же думают об этом простые китайцы?
Красавица Лин: Сейчас Украина стремится на Запад, поэтому русские жители Украины ощущают себя в изоляции. Это как когда у ребенка родители разошлись в раннем детстве, и он остался с мамой. Но теперь она хочет найти ему отчима, а ребенок не согласен, он хочет к своему настоящему отцу. Проживающие на Украине русские - как раз в такой ситуации. То, что они хотят вернуться к России — это и справедливо, и логично.
Кристофер Цзинь: Некоторые «патриоты», оправдывающие наглое введение российских войск на Украину, с гневом спрашивают меня: «Если на крымском референдуме народ выбирает вариант присоединения к России, как тут можно быть против?» Меня пугает, что, оказывается, немало жителей континентального Китая одобряют проведение «референдума», организованного под дулами российских танков и нажимом российской армии, и я тут же задаю встречный вопрос: «Если следовать вашей логике, значит ли это, что будущее Тайваня тоже можно решать на референдуме? Вы понимаете, что сейчас означает такой референдум? Вы хотите, чтобы Тайвань навсегда распростился с КНР?»
Танская династия моей мечты: Когда НАТО делало свои дела в Косово, они заявляли, что права человека - выше суверенных прав. Теперь по отношению к крымскому референдуму они заявляют, что суверенитет важнее прав человека. В действительности это такая гопническая логика, в основе которой - борьба крупных держав. Формально все по справедливости, а на самом деле все зависит от силы кулака. Очень надеюсь на то, что еще на моем веку Китай тоже станет такой гопнической страной, которая на своей территории будет говорить о главенстве суверенитета, а на чужой — про главенство прав человека.
Замаскированный Дон Жуан: Китайцы на другой стороне границы поднимают Дальний Восток, сопровождая все это массовой иммиграцией — и уже появляется надежда, что когда-нибудь обширные приграничные районы вроде Сахалина, Владивостока, Станового хребта и Байкала вернут Китаю.
Глупец из Чу: Разделение страны — это унижение для народа, украинский народ наверняка сейчас так себя и чувствует. Когда внешняя Монголия решила на референдуме отколоться от Китая, это было точно таким же унижением для китайцев!
Лянский Хуэйван: Я считаю, что это неправильно, когда западные страны выступают против крымского референдума. Пусть даже КПСС изгнала с полуострова его коренных жителей, это все равно уже факт истории. Решать, кому должен принадлежать Крым, может только проживающий там народ. Конечно, если они пойдут на сближение с Западом, то жизнь там будет становиться все лучше и лучше. Если выберут Россию, то, конечно, им не очень повезет. Однако что здесь поделать? Некоторым народам нравится самоубийство, и нам не стоит вмешиваться.
После того, как были опубликованы результаты воскресного референдума, споры не утихли.
Инь Гомин: На референдуме Крым с огромным перевесом проголосовал за присоединение к России. Перед лицом Путина Европа и Америка, считающие себя пупом земли, на деле ничего не стоят. Крым мог бы остаться на карте Украины, Янукович хотел восстановить многовекторную внешнюю политику Кучмы, это наиболее выгодная для Украины дипломатическая стратегия, но его незаконно свергли публичные интеллектуалы, жаждущие как можно скорее воссоединиться с Европой. В результате не только пролили кровь, да еще и страну порезали на части. Публичные интеллектуалы у власти — катастрофа.
Дядюшка Смысл: Мне прямо плакать хочется. Это же просто звездец какой-то. Это изначально украинские территории, при чем тут Россия вообще? Если от Китая отрежут кусок территории, мы тоже с этим согласимся?
Цзы Хао-Jzh: Эта земля изначально — вотчина России.
Зауряднейший юнец: Ну что, забыли уже про Внешнюю Монголию за озером Даминху? Не видели людей, ратующих за свободу Тайваня, Синьцзяна, Монголии и Тибета? И откуда берется наглость поддерживать русского царька.
Юный государь из рода Хань: Поддерживаю крымский референдум, поддерживаю Россию, поддерживаю Путина!
Наш с тобой маленький океан: Крым действительно хочет выйти замуж за Россию? Мне вот больше верится, что это насильственный брак, устроенный Москвой, как в октябре 1945 года, когда СССР инициировал общенародный референдум в Монголии. Участвовало едва ли 500 тысяч человек, а Китай в результате потерял 15% территории!
Юй Линьлан: Зародилась новая страна, Крым!
Девушка из Калашара: Пойдешь на сближение с Западом, американские империалисты тут же перестанут возражать. Но и «полярный медведь» Россия — тоже не сахар. Национальное самоопределение.