У Владимира Путина есть все основания быть довольным собой. Реакция европейцев на преступление президента России в Крыму была минимальной. Москва загребла часть Украины, независимого государства, но Европа не посчитала нужным ничего предпринять. Складывается опасная ситуация.
За первой серией санкций со стороны 28 членов Европейского Союза, которые включают в себя заморозку виз и инвестиций, 17 марта последовала вторая. Но и она носит чисто косметический характер. Все сводится к точеным мерам против 21 человека: российских депутатов и военных, а также поставленного Кремлем руководства Крыма. США пошли по этому пути чуть дальше, приняв меры против людей из непосредственного окружения Путина.
Как это часто бывает во внешней политике, принятое в Брюсселе решение стало общим знаменателем разнонаправленных мнений. Южная Европа тянула одеяло в одном направлении (ничего против России), а Северная — в совершенно другом (жесткая позиция в диалоге с Путиным). Германия, Великобритания и Франция оказались где-то посередине и не смогли сделать четкий выбор.
Изменение границ и подъем национализма
В ситуации начинают играть все большее значение параметры, которыми попросту нельзя пренебречь. Значительная часть Европы зависит от российского газа. Кроме того, Россия, где не производят почти ничего кроме углеводородов, оружия и водки, представляет собой великолепный рынок для европейских экспортеров.
В результате уже во второй раз после Грузии в 2008 году Россия силой изменила границы в Европе, не заплатив за это хоть сколько-нибудь ощутимой цены. Все это подталкивает европейцев к тому, чтобы сегодня, как минимум, твердо стоять на стороне Киева.
Крым по истории и населению действительно в значительной мере является российской землей. Но силовой переворот все равно остается переворотом, даже если его впоследствии закрепляют на референдуме. Голые факты рассказывают следующую неприглядную истину: Россия отказала Украине в праве самостоятельно выбирать торговые альянсы, а затем наказала ее, силой отобрав часть территории страны.
Речь идет о нарушении подписанного в 1994 году Москвой договора о неприкосновенности украинских границ. Это противоречит всем международным правилам. Наконец, все проходило в атмосфере подъема национализма, который Кремль поддерживает с помощью стоящих на службе у власти СМИ. Все выглядит так, словно он пытается подготовить общественное мнение к новым военным авантюрам, например, в русскоязычных регионах на востоке Украины.
ЕС говорит, что стремится сохранить возможность для диалога с Москвой насчет будущего Украины. Однако Кремль может расценить эту мягкость как признак слабости. Поэтому может выйти так, что Европа сама подтолкнет Путина к дальнейшему расчленению Украины.