Призывать к свержению некомпетентного и непопулярного правительства – легко. Гораздо труднее, оказывается, обуздать те разрушительные силы, которые рвутся к власти на волне революционных настроений, - будь то на Украине или в Сирии, в Египте или где бы то ни было еще.
«Коалиция недовольных» быстро разваливается после свержения неугодного правителя. Именно это и происходит сегодня на Украине. Праворадикальные неонацисты составляли меньшинство среди тех сил «Майдана», которые добились падения Януковича. Но именно эти фашисты оказались наиболее организованной и боевитой силой. Таковы эти «дети» фашистского «вождя» Степана Бандеры, - будь то Дмитрий Ярош или другие деятели «Правого сектора» и партии «Свобода», - все они понимают, какой исключительный исторический шанс прихода к власти на волне протестного движения выпал сейчас на их долю. При этом радикалам гораздо удобнее сегодня манипулировать настроениями умеренных, чем наоборот.
Происходящее на Украине таит в себе три главных опасности. Во-первых, стремление активистов «Майдана» и простых обывателей увидеть быстрые перемены к лучшему после смены власти (что на самом деле нереально), играет на руку радикальным демагогам, предлагающим простые ответы на сложные вопросы. Опасность со стороны неонацистов вроде Яроша состоит в том, что они алчно жаждут личной власти, а отнюдь не мирной созидательной деятельности по построению гражданского общества. Вторая опасность состоит в том, что «Правый сектор» и «Свобода» имеют шансы захватить власть, так как в кризисный момент именно они наиболее сплочены и при этом вооружены. Наполеон говорил, что ему необходимо постоянно видеть свои войска марширующими, чтобы идти впереди и направлять их. Именно такой тактики стремятся сегодня следовать Ярош и другие радикалы. Трудность для неонацистов при этом состоит в том, что чем активнее они становятся, тем больше окружающих начинают их опасаться.
Третья опасность исходит от трудно предсказуемых реакций внешних «игроков». Чем активнее США и ЕС будут стремиться противодействовать России на украинском поле, тем более непредсказуемым и опасным может стать ход событий. США долгое время руководствовались «доктриной Монро», с точки зрения которой никто, кроме Вашингтона, не имел права вмешиваться в политические процессы на Американском континенте. Теперь США трудно смириться с мыслью о том, что у других держав (например, у России) может быть своя «доктрина Монро». США отстаивают принцип свободных выборов, - но лишь до той поры, пока в результате них к власти приходят режимы, угодные Америке. Что же касается ЕС, МВФ и Всемирного банка, то они предлагают нуждающимся такие программы помощи, которые обрекают их на неудачу.
Глобально мыслящим банкирам и экономистам легко призывать бедняков еще туже затянуть пояса. «Шоковая терапия» позиционируется как краткосрочная неприятность, и при этом умалчивается о том, что она, по сути, несет в себе долгосрочное бедствие. События на Украине покажут, способны ли тамошние политики извлечь урок из прежних губительных программ МВФ, предлагавшихся другим странам.
У революции нет правил. Выгода одних оборачивается трагедией для других. Решение пока что найдено только для Крыма. А на Украине продолжится борьба между радикалами и умеренными, от которой и будет зависеть будущее этой страны. И в ходе этой борьбы «дети» Степана Бандеры будут представлять наибольшую опасность не только для Украины, но и для мира во всем мире.