Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
МВФ, Украина и последствия азиатского финансового кризиса

Может ли украинский кризис помочь МВФ рассеять существующие сомнения, связанные с вопросом о доверии?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теперь речь идет не только о финансовом выживании Украины. Программа сокращения покупки облигаций Федрезервом США, а также политическая нестабильность, простирающаяся от Таиланда до Турции, загоняют развивающиеся рынки в финансовый штопор. Администрация Обамы пришла к выводу, что последствия объединения реформы МВФ с более широким контекстом интересов внешней политики США - приемлемый риск.

После неудавшейся в январе попытки получить поддержку в Конгрессе столь необходимой реформе Международного валютного фонда (МВФ) Белый дом в настоящее время использует кризис на Украине для того, чтобы подстегнуть сопротивляющихся республиканских законодателей к тому, чтобы принять закон, наделяющий МВФ дополнительными ресурсами и более сбалансированной системой управления. Серьезно восприняв древнее изречение о том, что каждый кризис таит в себе возможности, Министерство финансов Соединенных Штатов попыталось включить направленные на увеличение квоты МВФ меры в законопроект о предоставлении одного миллиарда долларов в качестве гарантий по срочным кредитам, предоставляемым новому правительству в Киеве. Это предложение было удалено из окончательного варианта законопроекта, однако чиновники Министерства финансов поддержали включение в него более широких мер по реформированию Фонда в общем пакете поддержки и подчеркнули, насколько «важным является МВФ для интересов национальной безопасности (Америки)». В ближайшие месяцы это обстоятельство, несомненно, сыграет свою роль при обсуждении законодательных инициатив, имеющих отношение к этому международному финансовому институту.

Это было похвальной попыткой со стороны администрации Обамы, которая ранее в этом году подвергалась критике за то, что недостаточно энергично поддерживала бюджет, который привел бы к изменениям в МВФ. В то же время установление явной связи между интересами американской внешней политики и действиями МВФ было очень рискованным шагом, который мог бы привести к дальнейшему сокращению доверия к МВФ со стороны международного сообщества. По своей сути борьба Вашингтона за то, каким образом лучше всего спасти финансы Киева, выходит далеко за рамки кризиса на Украине и затрагивает те вопросы, которыми нужно было заниматься с момента начала азиатского финансового кризиса и которые могут определить будущее глобального финансового порядка.

Подорванное доверие, история 21-го века

Стремление Соединенных Штатов поддержать хрупкое финансовое положение Украины как напрямую, так и через МВФ было встречено с осторожностью другими странами. Пауло Батиста (Paulo Nogueira Batista), представляющий Бразилию исполнительный директор МВФ, заметил, что «этот финансовый институт понес бы потери в области доверия, если бы он обошел, а еще хуже -  нарушил свои правила в связи с чрезвычайной ситуацией в одной из стран-членов или под влиянием политической повестки дня некоторых основных акционеров».

Соединенные Штаты, являющиеся главным акционером МВФ, часто слышали обвинения в свой адрес по поводу продвижении своих собственных политических интересов или интересов некоторых западных стран с помощью Международного валютного фонда. В частности речь идет о сомнительной программе, осуществлявшейся МВФ во время азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов, когда западным инвесторам была оказана финансовая помощь за счет налогоплательщиков из Восточной Азии, и в результате все настойчивее стали звучать обвинения в том, что МВФ умышленно содействовал американским и европейским интересам, тогда как рынки капиталов экономик, находившихся в сложном положении, были брошены на произвол судьбы. Многие жители Южной Кореи до сих пор называют финансовый кризис 1997-1998 годов «аферой МВФ», подчеркивая тем самым, что последствия проводимой Фондом политики продолжают оказывать значительное воздействие на коллективную память жителей страны, и оно больше, чем влияние таких непосредственных причин этого кризиса, как обвал тайского бата или разбалансированность банковского сектора Южной Кореи.

Еще больше усилили настороженное отношение международного сообщества к МВФ результаты проведенных недавно исследований, в которых отмечалась корреляция между странами, получающими американскую помощь, и их возможностью получить поддержку от МВФ. Такого рода исследования, а также наследие недоверия со времен азиатского финансового кризиса наносят вред доверию по отношению к Фонду и его операционным возможностям на Украине, в то время как российские средства массовой информации обвиняют МВФ реализации западной внешнеполитической повестки дня на пространстве бывшего Советского Союза.

Конечно, с точки зрения международной финансовой ситуации, последствия утраты доверия по отношению к МВФ не ограничиваются призраком украинского дефолта. Во-первых, тот факт, что МВФ отдает предпочтение тем правительствам, внешняя политика которых тесно связана с внешней политикой Соединенных Штатов, ослабляет желание  руководства этих стран серьезно относиться к рекомендуемым МВФ реформам. После того как в конце 1990-х годов были ограничены масштабы применения штрафных санкций, МВФ стал больше полагаться на такой вариант, при котором получающие финансовую помощь правительства должны брать на себя ответственность за осуществление реформ и проведение необходимых изменений в их фискальной политике для обеспечения платежеспособности в долгосрочной перспективе. Однако открытые сигналы, подаваемые правительствам в адрес стран с важным геостратегическим положением относительно того, что финансовая помощь будет продолжаться независимо от их приверженности предписываемым реформам, подрывает этот деликатный процесс.

Во-вторых, вера в то, что политика МВФ ориентирована на интересы Запада, заставляет правительства прибегать к односторонним действиям, ограничивающим посредничество международных финансовых институтов. Это привело к достижению новых договоренностей, направленных на стабилизацию ситуации, в том числе к реализации инициативы в области валютных свопов (Chiang Mai Initiative), но вместе с тем подобные действия провоцируют проведение политики, дестабилизирующей глобальный финансовый порядок. В Восточной Азии центральные банки пытаются обеспечить свою финансовую безопасность с момента начала кризиса в 1997 году, и делают это с помощью накопления огромных долларовых резервов.  Повышенный спрос на доллар позволил Министерству финансов США выпустить такое количество облигаций, которое граничит с безответственностью. В свою очередь предпринятые шаги привели к образованию внешних факторов, делающих глобальную финансовую систему еще большей хрупкой. Именно подобного рода наносящие взаимный вред отношения стали причиной обвинений, выдвинутых государственной газетой «Синьхуа» (так в тексте – прим. перев.) в октябре 2013 года, в соответствии с которыми тупиковая ситуация в Конгрессе США снижает уровень безопасности международной финансовой системы.

Если принять во внимание серьезные последствия потери доверия к МВФ как к институту, действующему независимо от внешнеполитических целей Соединенных Штатов, то восстановление доверия к МВФ и к его многосторонним действиям в области разрешения кризисов, несомненно, является жизненно важным элементом для глобальной финансовой стабильности.

Вельветовые перчатки

Так почему же в таком случае Министерство финансов США открыто указало на то, то МВФ является жизненно важным институтом для национальных интересов Соединенных Штатов, если такого рода соединение поставит под сомнение способность МВФ восстановить доверие? Частично это произошло потому, что доверие правительств к МВФ увеличится в той степени, в который этот институт на самом деле сможет оказывать эффективную финансовую помощь. Азиатский финансовый кризис, ослабив доверие к МВФ, также показал Вашингтону, что МВФ не способен иметь дело с современными финансовыми кризисами. МВФ, образованный в рамках Бреттон-Вудской системы с целью обеспечения ликвидностью для покрытия небольших дефицитов платежного баланса, показал, что он плохо оснащен для того, чтобы противодействовать масштабному оттоку капитала из Восточной Азии в 1997 году.

В 2010 году была предпринята попытка исправить столь серьезный недостаток, и было предложено увеличить квоту МВФ в два раза и довести ее до 720 миллиардов долларов. В дополнение к увеличению столь необходимого собственного капитала предложенные реформы предоставляли развивающимся экономикам большую долю этой квоты, а также передавали два из двадцати четырех директорских мест от Европы представителям стран с развивающейся экономикой, усиливая таким образом их голос в МВФ и способствуя укреплению мнения о честности данного международного института. Подобные меры в области реформ были, несомненно, шагами в правильном направлении, хотя они и не решили существующие проблемы дисбаланса и диспропорций МВФ.
 
Однако республиканцы в США, прикрываясь своей настоятельной, но неубедительной заботой о бюджете, отказались в январе 2014 года финансировать меры по реформированию управления МВФ. В настоящее время этот вопрос остается открытым, а администрация Обамы оказалась зажатой между двумя неприятными выборами – сохранить МВФ как независимый, но неспособный отвечать на серьезные экономические кризисы институт, или использовать геополитическую важность Украины для гальванизирования поддержки внутри страны жизненно важных изменений МВФ, рискуя при этом еще больше отдалить некоторые правительства от этого международного финансового института. Белый дом и Министерство финансов США выбрали второй путь.

С учетом существования колоссальной политической воли как в Европейском Союзе, так и в Соединенных Штатах, направленной на то, чтобы украинский режим смог пережить нынешний финансовый кризис, соответствующие ресурсы, несомненно, будут направлены в Киев независимо от окончательного решения Вашингтона по поводу реформы МВФ. Кроме того, 15 миллиардов долларов, запрошенные Украиной, являются весьма значительной суммой, и правительство этой страны все еще обладает достаточным количеством ресурсов для выполнения своих обязательств в ближайшие два месяца, а приверженность нового правительства курсу реформ произвела большое впечатление на членов ознакомительной миссии МВФ, что подготавливает путь для предоставления помощи с его стороны.

Однако теперь речь идет не только о финансовом выживании Украины. Программа сокращения покупки облигаций Федрезервом США, а также политическая нестабильность, простирающаяся от Таиланда до Турции, загоняют развивающиеся рынки в финансовый штопор. Необходимо, чтобы в сложившейся ситуации эффективно работающий институт осуществлял бы наблюдение за продолжающейся волатильностью и принимал бы соответствующие меры в случае возникновения кризиса. Администрация Обамы пришла к выводу, что последствия объединения реформы МВФ с более широким контекстом интересов американской внешней политики является приемлемым риском, связанным с долгосрочной стабильностью мировых рынков капитала. Подобный подход еще не привел к желаемому политическому результату, однако Вашингтон, несомненно, продолжит упорно заниматься этим вопросом, руководствуясь внешнеполитическими интересами страны, и будет продолжать это делать до тех пор, пока Киев остается важным геополитическим фактором. Если Вашингтон будет заниматься с этим вопросом достаточно осторожно и добьется успеха в том, что касается одобрения реформы, то МВФ, возможно, продолжит оставаться краеугольным камнем глобального финансового порядка и в конечном итоге начнет избавляться от недостатков, проявившихся во время азиатского финансового кризиса.