Ненужная конфронтация из-за ситуации вокруг Украины не только возродила холодную войну между Западом и Россией, но и довела её до крайне опасного состояния. Эпицентр находится теперь уже не в Берлине, он – на границах России – и с официальной риторикой и военными действиями с обеих сторон, похожими на кубинский ракетный кризис 1962 года.
Актуальная проблема сегодня – остановить дрейф в сторону горячей войны. Да, аннексия Крыма Владимиром Путиным нарушает международное право, хотя трудно верить призывам официальных лиц США о необходимости соблюдать принципы, которые сам Вашингтон часто нарушает (сравнительно недавно в Косово и в Ираке, который теперь отмечает одиннадцатую годовщину незаконного вторжения и оккупации со стороны США). Финансовые и визовые санкции, предназначенные для нанесения ущерба России, не остановят Москву. Как Путин утверждал в своей речи 18 марта, выступая перед Федеральным собранием Российской Федерации, Россия чувствует себя «загнанной в угол» и была неоднократно обманута Западом, прежде всего, Вашингтоном – с момента распада Советского Союза, особенно в свете расширения НАТО к самым ее границам.
Единственный выход, единственная возможность вернуться к стабильности и сотрудничеству в отношениях между Востоком и Западом лежит через дипломатию и переговоры. Для этого Вашингтон и Москва должны признать, что у каждой из сторон есть законные претензии и интересы. Прежде всего, это обязан сделать Вашингтон, хотя вряд ли стоит на это рассчитывать.
Напротив, сенатор Джон Маккейн, его коллега по Демократической партии Дик Дурбин и группа политиков, представляющих обе партии, опрометчиво разжигают пламя безумия. Они потребовали, чтобы Соединенные Штаты вооружили новое правительство в Киеве, а Маккейн призвал установить системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Такая воинственность успокаивает ястребов в США, но приводит в ярость «партию войны» в Москве, призывающую президента РФ не поддаваться угрозам Запада.
На фоне истерических разговоров таких сторонников холодной воины, как Маккейн, отец объединенной Германии Гельмут Коль признал, что есть «большие упущения» в политике Европейского Союза по отношению к Украине. Он отметил «отсутствие чувствительности» в отношениях ЕС с Путиным и Россией, предостерегая от безрассудного «призыва к оружию».
Читайте также: Предостережение Германии о второй холодной войне
В такой накаленной обстановке тем более важно уделять пристальное внимание дипломатическим инициативам, даже если они исходят от Кремля. Возможно не даст идеального решения, но заслуживает внимания «дорожная карта» российского МИДа с призывом создать международную группу поддержки – с ЕС, США и Россией в качестве членов – для помощи Украине в стабилизации внутренней обстановки. Среди других важных моментов «дорожная карта» предлагает украинскому национальному собранию обсудить и принять конституцию, предполагающую создание федерации, в которой регионы будут иметь достаточную степень автономии, подтвердить право русского языка как второго государственного, и, что крайне важно, – подтвердить неприсоединение Украины к военным и политическим блокам, – то есть сохранить геополитическую независимостъ Украины как от России, так и от Запада, что потребует положить конец расширению НАТО.
Урегулирование возможно, если учитывать интересы всех стран в сфере безопасности. Это будет означать, что Украина должна будет провести выборы с участием этнических русских; будет иметь политически неориентированное на Запад или Россию правительство (без неофашистов); возьмет на себя обязательство не вступать в НАТО; и будет развивать экономические отношения с Россией и ЕС (неизбежные в случае, если Украина хочет экономически выжить).
Есть знаки того, что киевская власть, кажется, готова прислушаться к здравому смыслу. Исполняющий обязанности премьер-министра Арсений Яценюк сказал 18 марта – с целью успокоить Россию и большое количество этнических русских на Украине, – что страна не будет стремиться к членству в НАТО, а децентрализация государственной власти является ключевым моментом политической программы временного правительства.
Есть также все основания полагать, что Путин, который подчеркнул, что Россия не имеет никаких замыслов в отношении других регионов Украины, готов к переговорам. Успешный результат может включать признание Москвой законности правительства в Киеве; демобилизацию войск; возобновление скидок на газ, а также выгодные торговые отношения для предотвращения экономического краха Украины; и даже установление особых отношений между Крымом, теперь присоединенным к России, и Украиной (не задевая, разумеется, российскую военно-морскую базу в Севастополе).
На кону сейчас стоит даже больше в этом глубоком кризисе. Вашингтон нуждается в сотрудничестве с Россией в решении глобальных и региональных вопросов, таких, как идущая третий год гражданская война в Сирии; переговоры с Ираном; выход США из Афганистана; борьба против «Аль-Каиды» и других террористов; отношения США с Китаем; и урегулирование ситуации вокруг Северной Кореи.
Мы не можем допустить новой холодной войны. Этот кризис не должен выглядеть, как открытый конфликт между США и Россией, или как вопрос американской «слабости» или «безответственности». Урегулирование кризиса потребует умения руководить от лидеров обеих сторон. Обама и Путин должны не поддаваться давлению своих «партий войны» и сторонников жесткой линии, они должны обеспечить управление ситуацией с таким расчетом, чтобы на Украине появился широкий, плюралистический и демократический центр, стремящийся к установлению нового конституционного порядка - такого, который будет способен примирить интересы и озабоченности всех частей этой страны.