Санкции против Путина и его ближайшего окружения могут дестабилизировать переговоры по ядерной программе Ирана, а также изменить хрупкое военное равновесие, установившееся на полях гражданской войны в Сирии, главным союзником которой является Москва.
Администрация Обамы объявила вчера о введение нового пакета экономических санкций против высокопоставленных чиновников российского правительства, а также опубликовала расширенный список лиц, подвергнутых санкциям за содействие аннексии Крыма Россией. В их числе оказались высокопоставленные сотрудники Кремля, а также олигархи близкие к Путину. США ввели санкции в отношении банка «Россия», который обслуживает высокопоставленных российских чиновников.
Санкции, предусматривающие замораживание активов, коснулись высокопоставленных кремлевских чиновников, в том числе руководителя администрации президента Сергея Иванова, начальника ГРУ Игоря Сергуна, главы РЖД Владимира Якунина – личного друга российского президента.
Возможно, что все это хорошо, но санкции против них могут оказаться бессмысленными, учитывая, что в прошлом году в российское законодательство были внесены изменения, запрещающие высокопоставленным чиновникам иметь недвижимость и счета за рубежом. Данная мера была предпринята российскими властями для того, чтобы, в первую очередь, осуществлять над ними контроль и таким образом обеспечивать их лояльность Путину. Во-вторых, чтобы огородить ключевые фигуры российской политической элиты от возможных санкций со стороны иностранных государств, в том числе США.
Игра в санкции против России - дело рисковое не только с финансовой точки зрения, но и с политической. Владимир Путин, как это ни парадоксально звучит, является стабилизирующим звеном в переговорах с Ираном по его ядерной программе, а также в урегулировании ситуации в Сирии.
Открытое противостояние между Россией и США ослабило бы положение коалиции в переговорах с Ираном по его ядерной программе. В состав международных посредников, участвующих в переговорах с Ираном, входят пять постоянных членов СБ ООН: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, а также Германия.
«Проблема состоит в том, что разногласия в коалиции ослабят давление на Иран», - заявил The New York Times Гэри Сэмор, экс-советник по вопросам безопасности администрации Обамы.
Переговоры с Ираном сейчас вступили в новую фазу, после того как в ноябре прошлого года было достигнуто соглашение о размораживании 5 миллиардов долларов доходов от экспорта иранской нефти в обмен на «нейтрализацию» запасов топлива, обогащенного до 20%, которое может быть использовано для производства оружия.
На сирийском направлении международному сообществу также не обойтись без России. Здесь ситуация еще сложнее, учитывая, что нынешний сирийский лидер Башар Асад многому обязан Путину, после того как Россия спасла Сирию от возможного военного вторжения США, после применения сирийскими властями отравляющего газа против мирного населения.
Война в Сирии продолжается, и вмешательство России в конфликт (например, через поставки оружия), возможно, склонило бы чашу весов в пользу Асадов, что означало бы поражение США и Евросоюза.