Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что происходит в иранских подпольных бутиках?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Иране появляется все больше странных магазинов. Там стоят электронные замки, небьющиеся и даже пуленепробиваемые стекла, а с улицы вообще невозможно рассмотреть, что происходит внутри магазина. На них нет никакой вывески, а внутрь пускают только по звонку. Продавщицы этих бутиков вообще не носят платки, а их одеяние в целом вовсе не походит на хиджаб. Что это за места и откуда они появились?

Вопреки всеобщему представлению о том, что мода попала в Иран из западных стран, основанием этого направления материальной культуры был иранский курд Абуль Хасан Али бен Нафе, известный также под псевдонимом Зарйяб. Этот иранский музыкант родился приблизительно в 789 году и, помимо того, что занимался развитием моды, стал изобретателем музыкального инструмента барбата (восточного аналога лютни). Зарйяб создавал моду и одежду для мужчин и даже был декоратором. Следуя его примеру, мужчины стали отращивать себе волосы и разглаживать их при помощи средства, приготовленного из кедра и розмарина. В разное время года Зарйяб одевал соответствующую одежду определенного покроя, всегда ярких цветов, и его примеру следовали даже жители Испании, Турции и Дальнего Востока. Одевался он наподобие дервиша (мусульманского монаха-аскета). Исходя из всего этого иранский историк Али Акбар Велаяти назвал Зарйяба первой мировой знаменитостью.

Мода в Иране с каджарских времен до наших дней

Появление европейской моды и стремление следовать ей появилось в Иране с каджарского периода, когда иранцы начали активно посещать западные страны. Стремясь развивать дипломатические отношения с европейскими державами и часто путешествуя по ним, шахские придворные впервые познакомились с западной модой. Много нового в манеру одеваться внесли и молодые иранцы, которые отправлялись в Европу на учебу и были вынуждены подолгу жить там. В период правления Мохаммед Резы Пехлеви с 1941 по 1979 год отношения Ирана с западными странами и США еще более окрепли, поэтому в тот период иранская мода стала все сильнее походить на иностранную.

Вслед за победой в 1979 году Исламской революции и снижением даже в крупных городах общественных тенденций в плане следования западной культуре и моде иранская манера одеваться изменилась. Стремление носить более скромную одежду было весьма характерно для периода ирано-иракской войны 1980 — 1988 годов, поэтому тогда следование моде ушло на второй план. После окончания войны и всех связанных с ней экономических и политических ограничений СМИ посредством спутникового вещания вновь начали всесторонне воздействовать на народ, в результате чего иранцы опять стали стремиться соответствовать модным тенденциям. Также на это повлияли такие факторы, как налаживание мирной жизни в стране и рост импорта продукции иностранной текстильной промышленности. Уже к 90-м годам на смену обычным широким брюкам пришли узкие джинсы, а просторные мужские рубашки заменили футболки.

В начале XXI века с широким распространением интернета и его появлением почти в каждом доме мода стала распространяться еще быстрей. Почти каждый год мода обновляется и еще не сильно изношенные вещи забрасывают в шкаф, потому что теперь они становятся «немодными». Например, магазинов по продаже иранских манто для женщин появилось так много, что цены на эту продукцию почти никогда не увеличивались, и манто считались одним из самых дешевых и разнообразных видов одежды. Около пяти лет назад безвкусие, захлестнувшее рынок одежды в Иране, заставило власти этой страны осознать, что они слишком долго пренебрегали столь широкой конкурентной средой, и задуматься о моделировании такой одежды, которая бы соответствовала культурным предпочтениям населения. Таким образом, формирование модных тенденций в одежде было возложено на Министерство культуры и исламской ориентации. Министерское руководство организовало конкурс модельеров, что позволило впервые вывести дизайн одежды на новый уровень и сделать его настоящим видом искусства наравне с другими. Несколько лет назад были также проведены живые показы одежды и разного рода выставки, а некоторые энтузиасты даже зарегистрировали собственные организации по изучению традиций иранской одежды.

Почти одновременно с новой ирано-мусульманской модой, развивающейся под эгидой правительства, стали появляться первые иранские манекенщики. Первым из них был известнейший иранский киноактер и музыкант Мохаммад Реза Гользар, изображение которого появилось на крупных таблоидах, рекламирующих одежду. Затем пришел черед другой кинозвезды, Бахрама Радана, ставшего лицом одной из иностранных фирм по производству одежды.

Услуги моделей — 400 долларов в день!

Уже десять лет бутики, магазин и даже фирмы, занимающиеся продажей одежды иранского и иностранного производства, в нарушении всяких законных мер предлагают свою продукцию, привлекая к ее показу стройных девушек и элегантно одетых юношей с наложенным макияжем. Подобные бутики сосредоточены в жилых домах или торговых центрах и клиентов туда в основном приглашают частным образом. Конечно, своей популярностью такие магазины и модели, работающие в них, обязаны массовой трансляции спутниковых телеканалов. Так, по информации министра культуры нынешнего правительства, их смотрят 71% жителей Тегерана.

Одним из направлений работы таких бутиков в Иране стал найм привлекательных девушек и юношей, которых даже иногда одевают в модные наряды и отправляют прогуливаться по городским улицам. Некоторые идут еще дальше и даже проводят в своих стенах специальные программы под вывеской модных показов. Конечно, делают они при поддержке специальных модельных агентств. Владелец одного из них в интервью корреспонденту информационного агентства Mehr сообщил: «Если бутику требуется манекенщик или манекенщица, мы предлагаем им свои кадры. Конечно, все зависит от того, для каких целей нужны люди. Например, одни участвуют в демонстрации одежды, а другие соглашаются только на фотосессию. Как правило, в день модели получают от 80 тысяч до одного миллиона туманов (30 — 400 долларов в день). Уровень заработка зависит от их внешности, телосложения и популярности. Например, актеры и актрисы получают, конечно, гораздо больше». По его словам, только одному такому агентству удалось получить разрешение на подобную деятельность у Министерства культуры и исламской ориентации!

Конечно, журналисту довольно сложно найти подпольные бутики и моделей, которые в нем работают, однако общение с некоторыми девушками, которые для демонстрации модных брендов прогуливаются по городским улицам, приоткрыло еще одну тайну мира моды в Иране. Так, одна из таких моделей рассказала: «Одни люди, с которыми меня познакомила подруга, заплатили мне некоторую сумму, чтобы я ходила в этой одежде по определенному маршруту». По словам другой девушки, ей не говорили, по каким улицам она должна ходить, но обещали заплатить за каждого клиента, которого она приведет. Еще одна манекенщица поделила такой информацией: «Я участвую в показах моды и даже соглашаюсь на фотосессию в бутиках. Мне даже предлагали рекламировать нижнее белье. Кое-кто из моих подруг согласился на это, и им заплатили хорошие деньги».

Фотографии из тегеранских ателье на страницах Facebook

Один из сотрудников иранской прокуратуры по борьбе с кибер-преступностью рассказал корреспонденту Mehr о так называемом деле ателье, по которому проходило сразу 60 человек. Большинство из участников этого дела — молодые девушки и юноши, которые фотографировались в нескромных нарядах, а то и вовсе обнаженными, а потом их фотографии выкладывались на страницах социальной сети Facebook. Все эти молодые люди были впоследствии приговорены к тюремному заключению.

Модные показы стоимостью 30 тысяч долларов


По последним оценкам, проведение показа модной одежды обходится в среднем от 30 до 70 миллионов туманов (от 12 до 30 тысяч долларов). Это включает гонорары фотографам, осветителям, оформителям и другому персоналу. Для найма моделей существуют специальные сайты, которые работают без фильтров и на них не указаны никакие каналы обратной связи.

Вход в магазин при повышенных мерах безопасности

Между тем цены на женскую одежду в некоторых магазинах вызывают большое недоумение. Если пройтись по бутикам на центральных улицах Тегерана, то окажется, что довольно много иранских модниц готовы выложить за вечерние наряды более четырех миллионов туманов (около двух тысяч долларов). Правда, некоторые из этих магазинов работают при повышенных мерах безопасности. Там стоят электронные замки, небьющиеся и даже пуленепробиваемые стекла, а с улицы вообще невозможно рассмотреть, что происходит внутри магазина. На них нет никакой вывески, а внутрь пускают только по звонку, отследив по камерам наружного наблюдения. Продавщицы этих бутиков вообще не носят платки, а их одеяние в целом вовсе не походит на хиджаб. Многие из таких заведений имеют свои сайты в интернете.

Тегеранская прокуратура: манекенщиц и женщин, плохо соблюдающих хиджаб, ждет ссылка на пять лет

Следует признать, что сейчас такие явления, как «уличные манекенщицы» и подпольные показы моды, сильно распространились в Иране. Однако стоит напомнить, что еще в 2007 году один из столичных прокуроров заявил следующее: «Согласно статье 638 „Закона об исламских наказаниях“ (основной части Уголовного кодекса Исламской республики Иран), показываться в обществе в непристойном одеянии считается преступлением, и граждане, уличенные в этом проступке, приговариваются к тюремному заключению и денежному штрафу. Если же подобное наказание не будет иметь воспитательного эффекта и подобные действия повторятся вновь, то, в соответствии со статьей 19 „Закона об исламских наказаниях“, органы прокуратуры вправе требовать более сурового приговора в виде ссылки из Тегерана сроком на пять лет или принудительной отправки на поселение в другой район страны».