Ненависть — это иррациональное чувство, однако все равно всегда бывает какая-то убедительная причина для ее возникновения, некий субъективный исходный пункт. Глядя на нее объективно, можно считать эту причину нелогичной или неправильной — но она всегда существует.
Уже несколько поколений историков задавались вопросом, откуда взялась патологическая ненависть Адольфа Гитлера к евреям, без которой не случилось бы Холокоста, этого чудовищного преступления против человечности. Потому что насколько активно немецкое общество помогало «фюреру» НСДАП в достижении его целей, настолько же необъяснимой представляется ужасная радикальность массового убийства шести миллионов гражданских лиц, если не учитывать личность этого диктатора.
Тезис, сформулированный профессором Кембриджского университета Бренданом Симмсом (Brendan Simms), может спровоцировать новый «спор историков» (изначально так была названа общественная дискуссия о влиянии Холокоста на общий исторический имидж Германии, разгоревшаяся в 1986 году в бывшей ФРГ, – прим. перев.), пусть даже он будет не настолько ожесточенным, каким был спор о правомочности сравнения «классовых» и «расовых» убийствах, совершенных, соответственно, большевиками и национал-социалистами. Однако дискуссионный потенциал этого тезиса очень велик — в эти дебаты может оказаться вовлечена значительная часть немецкого общества.
«Стратегическая биография»
В последнем номере уважаемого специализированного издания «International Affairs» («Международные отношения») Симмс задается вопросом, могла ли (и если да, то в какой степени) ненависть Гитлера к людям других рас быть вызвана его ненавистью к капиталистическому Западу, к Великобритании и США с их либеральной экономической и уже к началу Первой мировой войны демократической системой. Этому же вопросу в значительной степени будет посвящена и «стратегическая биография» диктатора, о которой Симмс говорит, что она вызывает у него большой исследовательский интерес. Этому урожденному ирландцу нельзя не отдать должное: он умеет формулировать свои мысли четко и при этом провокационно. Так, он сначала констатирует, что Гитлер «стал врагом евреев раньше, чем стал признанным врагом русского большевизма».
И тут же делает следующий шаг: «Гитлер стал противником британцев и, вероятно, их американских родственников раньше, чем стал врагом евреев. А врагом евреев он стал из-за ненависти к англосаксонским капиталистическим странам». Если так, то Гитлер ненавидел «этот» Запад еще раньше и еще сильнее, чем стал ненавидеть «этих» евреев.
Самостилизация задним числом
Это можно назвать не больше и не меньше, чем переворотом в исследованиях истории нацизма. Так, на протяжении многих десятилетий, в частности, в блестяще написанной в 1973 году Йоахимом Фестом (Joachim Fest) биографии Гитлера и в фолианте австрийского историка Бригитты Хаманн (Brigitte Hamann) под названием «Гитлеровская Вена» («Hitlers Wien»), изданном в 1996 году, утверждение Гитлера из его книги «Майн кампф», что он стал антисемитом еще до Первой мировой войны, никогда не ставилось под сомнение.
Однако последние исследования, например, книга Томаса Вебера (Thomas Weber) «Первая война Гитлера» («Hitlers erster Krieg»), развенчивают это утверждение как самостилизацию задним числом. Ненавидеть евреев Гитлер стал, определенно, после ноября 1918 года. Но когда точно и почему?
Тому есть различные объяснения. По мнению историка и журналиста Ральфа Георга Ройта (Ralf Georg Reuth), решающую роль в этом смысле сыграла история Баварской советской республики, в частности, ее разгром весной 1919 года во время переговоров в Версале и революционных событий в России. Как пишет Ройт в своей книге «Ненависть Гитлера к евреям» («Hitlers Judenhass»), изданной в 2009 году, солдаты без родины, глядя на многочисленных евреев в первых рядах революционеров во главе с Евгением Левине, легко стали противниками большевиков и евреев.
Причина или следствие
Отмар Плёккингер (Othmar Plöckinger), один из редакторов института современной истории, который сейчас занимается изучением гитлеровской автобиографии «Майн кампф», в своей недавней работе под названием «Среди солдат и агитаторов» («Unter Soldaten und Agitatoren») пришел к противоположному выводу: ненависть к большевикам была не причиной, а следствием ненависти Гитлера к евреям.
Соответственным образом австрийский эксперт интерпретирует те немногочисленные свидетельства, сохранившиеся со времен ранней деятельности Гитлера агитатором, но в первую очередь, листовки и брошюры, которые, очевидно, читались в его кругу общения. Он не был «единственным в своем роде мыслителем», а просто, как губка, впитывал в себя то, что происходило вокруг него.
Этим трактовкам Симмс теперь противопоставляет свою «тяжелую артиллерию» и выступает с совершенно новыми тезисами. Однако его доказательства, судя по статье в «International Affairs», довольно неоднозначны. Потому что оба политических мероприятия, в которых принимал участие Гитлер, с одной стороны, действительно были посвящены темам «Условия мира и восстановления» и «Эмиграция» и принципиально были направлены в сторону Запада. А с другой стороны, не сохранилось ясных свидетельств о том, что Гитлер на этих заседаниях выступал с докладами и на какие темы.
Письмо Гемлиху
Первым бесспорно доказанным политическим высказыванием Гитлера является его письмо некоему Адольфу Гемлиху. Симмс интерпретирует его в свойственном ему стиле. Его оценка, однако, довольно спорна, если внимательно изучить этот многократно издававшийся документ (его можно даже найти в интернете) от 16 сентября 1919 года. Потому что в нем постоянно упоминаются «эти» евреи как главные враги «немецкого народа», но практически не упоминаются американцы и британцы.
Поэтому Томас Вебер высказывается с осторожностью. «То, насколько полно или частично подтверждаются результаты исследований Симмса и его гипотезы», пишет он в газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «не имеет решающего значения. Они принципиально изменят наше восприятие Гитлера».
Вполне возможно, что на наших глазах начинается новый «спор историков». Потому что Гитлер и особенно причины его антисемитизма имеют решающее значение для всей истории Германии 20-го века. И спустя десяток-другой лет после издания биографии Гитлера, написанной английским историком Яном Кершоу (Ian Kershaw), вполне возможно, у людей появятся новые вопросы.
Восхищение Фордом
Конечно, не каждая новая интерпретация обязательно имеет под собой разумное обоснование. «Симмс не оставляет камня на камне от утверждения, что Гитлер восхищался США», критикует автора Отмар Плёккингер. Утверждение, что антисемитизм Гитлера породил его антибольшевизм, а не наоборот, по его словам, хотя и верно, но его «никак нельзя назвать открытием». Интерпретация Симмса противоречит всем известным доселе историческим источникам, посвященным антисемитизму в Германии и Австрии.
Так, председатель НСДАП часто восхвалял американского промышленника Генри Форда, известного поклонника теории заговора и антисемита. Но в то же время Форд был типичным представителем американского капитализма — таким же, как многие дельцы с Уолл-стрит, бывшие христианами или иудеями.
А для утверждения Симмса, что Гитлер в своих письмах с фронта часто писал о британцах и лишь изредка о русских, есть очень простая причина: будучи солдатом, он сражался главным образом именно против британцев. В то же время солдаты, сражавшиеся на Восточном фронте, наверняка писали в письмах домой преимущественно о русских, а солдаты Южного фронта об итальянцах, говорит Плёккингер: «Это не имело ничего общего с идеологией, а было связано всего лишь с окружающей действительностью»