В пятницу, 21 марта, Европа начала подготовку к возможной торговой войне с Россией в связи с ситуацией на Украине, а один из руководителей Евросоюза в Брюсселе распорядился разработать план введения гораздо более жестких санкций против Москвы на случай, если Владимир Путин не откажется от своих территориальных притязаний.
Однако крупнейшие государства — Германия, Франция и Британия — каждое из которых имеет довольно существенные, хотя и различные интересы в России, не смогли прийти к единому мнению относительно тактики новой кампании, опасаясь, что торговая война может оказаться весьма рискованным и потенциально разрушительным предприятием.
В результате двухдневного саммита лидеров европейских стран, главным вопросом которого стала обстановка в Крыму, к списку лиц, на которых распространяются визовые запреты и заморозка активов, где уже значилась 21 фамилия россиян, было добавлено еще 12 имен российских политиков и военных.
В отличие от Вашингтона, который в четверг, 20 марта, обнародовал свой черный список, куда вошли чиновники Кремля и олигархи, Евросоюз не стал включать в свой список представителей ближайшего окружения Путина, а вместо этого включил в него таких чиновников, как Сергей Глазьев, экономический советник Путина, вице-премьер Дмитрий Рогозин и главы обеих палат российского парламента. «Имена людей не имеют большого значения, — объяснил один из высокопоставленных чиновников Евросоюза. — Мы стремимся создать соответствующий климат». Он также опроверг наличие каких-либо разногласий с США: «Это не конкурс красоты».
Дебаты на этом саммите, по словам его участников и свидетелей, были сконцентрированы вокруг того, что получило название «третьей стадии» санкционного режима, которая подразумевает ужесточение торговых и экономических санкций против России в случае, если Кремль пойдет на эскалацию операций по захвату территорий Украины за пределами полуострова Крым, аннексию которого Москва официально завершила в пятницу, 21 марта.
Дэвид Кэмерон прокомментировал действия Кремля в довольно жестких выражениях. «Показной и незаконный референдум прошел под дулом автомата Калашникова, — сказал он. — Россия попыталась аннексировать Крым — это вопиющее нарушение международного права, которое мы никогда не признаем».
Москва подвергла Министерство иностранных дел Великобритании критике за его высказывания по украинскому кризису. «Нас заверили, что британское правительство хочет сохранить нормальные дипломатические отношения с Российской Федерацией. Если наши британские партнеры действительно этого хотят, тогда наши отношения должны быть нормальными и дипломатическими — даже на уровне высказываний. Хорошие отношения необходимо ценить. Британская сторона должна следить за своими высказываниями. К сожалению, в случае с британским посольством в Москве этого не произошло, — заявили представители российского Министерства иностранных дел. — Очевидно, что жесткие высказывания, выходящие за рамки допустимого, рассчитаны на то, чтобы скрыть явное бессилие бюрократии в Брюсселе и ее мотивы для начала геополитического наступления на российские границы в духе холодной войны».
Кэмерон отметил, что, хотя Россия обеспечивает четверть поставок природного газа в Евросоюз, половина экспорта российской газовой монополии «Газпром» приходится именно на Европу. «Россия нуждается в Европе больше, чем Европа нуждается в России», — добавил он.
Европейская комиссия в Брюсселе получила распоряжение разработать план санкций в «различных сферах экономики».
Это высказывание призвано замаскировать разногласия между Британией и Францией с одной стороны и Германией с другой. После окончания саммита канцлер Германии Ангела Меркель не стала упоминать о следующей фазе, предполагающей гораздо более серьезные санкции, тогда как Кэмерон намеренно подчеркнул их.
В четверг, 20 марта, Белый дом сообщил, что возможными жертвами санкций могут стать металлургия, энергетика, торговля и некоторые другие сферы. Лондон и Париж захотели к нему присоединиться. «Россияне должны понять, по каким сферам будет нанесен удар», — подчеркнул один дипломат. Германия, которая остается крупнейшим торговым партнером России в Евросоюзе и крупнейшим покупателем российского газа, постаралась воспрепятствовать попыткам обозначить возможные мишени санкций.
Германия зависит от России не только в области энергоресурсов. Сегодня в России работают около 6000 немецких компаний, и более 300 тысяч рабочих мест в Германии зависят от торговли с Россией.
Кэмерон, напротив, высказался по этому вопросу гораздо более откровенно, и британские чиновники были вынуждены признать различия в позициях двух стран. В качестве возможных мишеней он назвал «финансы, военную отрасль, энергетику». «Ничего не было упущено».
Подобная тактика нанесет одинаковый ущерб по всем трем крупным государствам Евросоюза, поскольку Британия понесет больше всего убытков в результате финансовых санкций, Франция заключила оборонные контракты с Россией на сумму около миллиарда евро, а Германия пострадает больше остальных в связи с санкциями, направленными против российского энергетического сектора.
Пока остается неясным, когда Европейская комиссия закончит разработку плана расширенных санкций против России, однако многие чиновники Евросоюза сходятся во мнении, что Брюсселю вручили кубок с ядом. По их словам, как только планы Брюсселя будут обнародованы или произойдет утечка информации, Россия поймет, чего ей нужно ожидать и опасаться в дальнейшем, и нанесет превентивный ответный удар, который, вероятнее всего, станет началом гораздо более серьезного кризиса в отношениях между Россией и Европой.
Однако высокопоставленный чиновник Евросоюза считает, что со стороны Европы было бы «крайне глупо» раскрывать свои карты. «Комиссия тщательно скрывает свои планы. Мы не собираемся полностью раскрывать свои намерения. Мы совсем не собираемся их раскрывать».
В то время как американцы гораздо более откровенно говорят о своих планах, европейцы жалуются на то, что для Вашингтона это не составляет особого труда, поскольку в результате он может потерять не слишком много — объемы торговли между США и Россией составляют примерно одну двенадцатую часть объемов торговли между Евросоюзом и Россией.
По словам этого высокопоставленного чиновника Евросоюза, их черный список не был согласован с Вашингтоном. «Мы следуем своему собственному курсу. США находятся слишком далеко».
Евросоюз и временное украинское правительство уже подписали часть политического и торгового соглашения, отказ от подписания которого спровоцировал в ноябре прошлого года кризис, вылившийся в революцию в Киеве и вторжение России в Крым.
Участники саммита Евросоюза решили ускорить подписание подобных соглашений с Молдовой и Грузией и завершить этот процесс уже в июне.