Похоже, что «золотой век» рекордов остался позади, по крайней мере, временно. Вожделенный металл в прошлом году потерял 28% стоимости, что явилось самым большим снижением за последние 32 года. С начала 2014 года эта тенденция, правда, замедлилась, но нынешнюю цену в 1334 доллара за тройскую унцию (31,1 грамма) от рекорда 2011 года (1900 долларов) отделяет целая пропасть. Николай Зеленский, глава российского производителя Nordgold, проявляет определенную скромность, говоря, что предполагает сильный «уровень поддержки» цены на золото в районе 1200 долларов, но рассчитывает, что в перспективе десяти лет цена будет существенно выше 1400 долларов. Зеленский признает, что эта отрасль, пожалуй, волатильна, как никакая другая, а при таких колебаниях цен финансировать дорогостоящие проекты по добыче желтого металла является настоящим вызовом.
Этот вызов вкупе с обвалом цен в настоящий момент давит на настроение в России, которая заявляет, что располагает вторыми по величине запасами золота в мире. По данным PricewaterhouseCoopers, в 2012 году стала четвертым золотодобытчиком в мире после Китая, Австралии и США с долей рынка в размере восьми процентов. После финансового кризиса производство существенно росло год от года. В 2013 году, по информации российского Союза золотопромышленников, рост составил 13%, а добыча составила рекордные 254 тонны, 214 из которых пришлись именно на разработку (в отличие от производства в результате вторичной переработки или от производства в качестве побочного продукта при производстве других металлов). Но в наступившем году в секторе, в котором доминируют национальные предприятия, царят пессимистические настроения – ожидается сокращение производства на пять процентов.
Этому снижению, вероятно, поспособствует и Nordgold. В этом году компания ожидает максимальную добычу на уровне 920 тысяч тройских унций (для сравнения: в 2013 году этот показатель составил 924400 при росте производства на 29%). По объему производства Nordgold является лишь пятым по величине в России, но зато на международном рынке компания действует наиболее активно: всего 34% оборота и 28% валовой прибыли пришлись в прошлом году на внутренний рынок. Остальные предприятия концентрируются практически целиком на добыче на сибирских просторах.
Но и они не настроены на дальнейшее развитие производства: так, лидер отрасли «Полюс Золото» объявил недавно об очередном переносе начала разработки Наталкинского месторождения на лето 2015 года. Это месторождение, затерянное на самом краю российского Дальнего Востока, считается одним из крупнейших в мире. Изначально его разработка должна была стартовать еще летом этого года.
Второй по величине золотопроизводитель, компания «Петропавловск», также планирует сокращение производства на 16 процентов до 625 тысяч тройских унций после продажи нескольких месторождений, разработка которых оказалась чрезмерно дорогостоящей. Компания «Полиметалл» предполагает сохранить производство золота на прежнем уровне.
«Полюс Золото», «Петропавловск», «Полиметалл» – все эти российские производители были основаны еще в прошлом веке, а самые новые месторождения были открыты еще в советские времена. В отличие от них, фирма Nordgold появилась на рынке лишь в 2007 году, когда золододобычей заинтересовался сталелитейный концерн «Северсталь». Он организовал новое направление развития и обеспечил свою «дочку» капиталом для приобретения рудников. Чистые долги Nordgold на конец 2013 года составляли 170 процентов от валовой прибыли (показателя Ebitda). В 2011 году «Северсталь» рассталась со своей «дочкой». Около 11% акций были размещены на Лондонской бирже, а остальная дола осталась принадлежать магнату Алексею Мордашову, контролирующему также и саму «Северсталь». Мордашов считается одним из самых влиятельных людей в России.
Предприятиям, специализирующимся на добыче полезных ископаемых, экспансия за пределы родной страны не всегда дается легко. В качестве примера можно привести канадский концерн Centerra Gold, занимающийся разработкой Кумторского золотого месторождения в Киргизии, неподалеку от границы с Китаем. Этот рудник является одним из важнейших источников валюты для своей бедной страны, внося существенный вклад в киргизский ВВП. В парламенте страны постоянно раздаются призывы к увеличению доли государства в месторождении. В связи с этим акции Centerra Gold на бирже Торонто с начала 2012 года упали в цене на 70 процентов.
Nordgold работает помимо России в Гвинее, Буркина-Фасо и Казахстане. Политические риски являются неотъемлемой частью этого бизнеса, говорит Зеленский. Чтобы избежать неприятностей, компания участвует в жизни этих стран на различных уровнях. Проблем, как в Кумторе, у Nordgold не предвидится, уверяет Зеленский. Несмотря на снижение цен на золото, он планирует и далее развивать ресурсную базу концерна. По его словам, через пару лет уровень добычи вновь может достичь нынешнего уровня, а производство составит порядка миллиона тройских унций в год.
«Жемчужиной» в портфеле Nordgold является Буркина-Фасо: там на руднике Бисса производство началось лишь в начале 2013 года, после того как в течение предыдущих 15 месяцев в него было инвестировано порядка 250 миллионов долларов. В течение всего лишь первого года производства доля месторождения в обороте концерна составила 350 миллионов долларов, а в чистой прибыли – 165 миллионов долларов. В России добиться такого результата было бы существенно труднее, говорит Зеленский, потому что там нет проектов, сопоставимых с Бисса. Расчет чистой прибыли очень важен для него, потому что Nordgold в 2013 году по причине обвала цен пришлось понести внушительные амортизационные расходы, в результате чего при выросшем на шесть процентов до 1,3 миллиарда долларов обороте чистый убыток составил 170 миллионов долларов. Оперативная прибыль, однако, выросла на 150 процентов до 310 миллионов долларов. А свободный денежный поток составил 63 миллиона долларов.
Хорошие времена должны поскорее наступить и для того, чтобы «оттаяли» инвесторы. На бирже акции Nordgold торгуются существенно ниже, чем бумаги российских конкурентов, что, по мнению аналитиков, связано с существенно меньшим количеством акций в свободном обращении (около 15%) и возможным ростом расходов при реализации проектов в Африке. Однако для всей российской золотой отрасли дела складывались далеко не блестяще. За минувшие двенадцать месяцев курсы акций «Полиметалла», «Полюс Золота», Nordgold и «Петропавловска» на Лондонской площадке существенно ушли «в минус». И если золото можно назвать величиной постоянной, но цена на него, очевидно, является величиной переменной.