После компаний Saras Моратти и Erg Гаррони настал черед Pirelli. Владимир Путин, забравший назад Крым, продолжает шоппинг на континенте, в том числе и в Италии. Санкции Запада не нанесли ущерб олигархам, так как ставки в игре слишком высоки.
Его называют Дартом Вейдером в честь главного героя киноэпопеи «Звездные войны», так как сила Владимира Путина заставила мир склониться к его ногам. Кто бывал в Москве до падения Берлинской стены, рассказывает, что Игорь Сечин, агент КГБ, служивший тогда в Африке, занимал более высокую ступеньку на служебной лестнице по сравнению с российским президентом, служившим в те времена в Восточной Германии.
Только после перехода на политическое поприще в начале девяностых годов кремлевский царь поднялся по иерархической лестнице выше Сечина. Путин держит Россию и окружение, включая Крым, в железном кулаке, а номер один российской государственной нефтегазовой компании «Роснефть» Сечин распространяет свое влияние на всю планету, покупая все, что можно. Только за последние недели в его сети попали отдел брокерских операций с нефтяными продуктами в банковском холдинге Morgan Stanley, зона поиска углеводородов в лесах Амазонии, в бассейне Солимойнс, аэропорт столицы Киргизии Бишкек и, наконец, такой лакомый кусок итальянской промышленности, как Pirelli.
В понедельник 17 марта Сечин объявил о том, что стал крупным акционером пятой в мире компании по производству автомобильных шин, обогнав Марко Тронкетти Проверу. Список крупных итальянских компаний, попавших в руки россиян, все расширяется, хотя большая часть итальянской публики в основном продолжает связывать экспансию олигархов с покупкой роскошных вилл на озерах, на Изумрудном побережье Сардинии или в Версилии. Очень часто футбольные болельщики желают, чтобы их команды оказались в руках русских богачей. Они мечтают о том, чтобы на их команды тратились миллиарды, как это делает Роман Абрамович, купивший футбольный клуб «Челси». Кроме того, он приобрел виллу Бобер в Дезенцано и второй дом за 18 миллионов в Сабаудии. Дмитрий Рыболовлев стал основным владельцем французского футбольного клуба «Монако» серии В. Прошлым летом он потратил 60 миллионов на колумбийского футболиста Радамеля Фалькао.
В наших краях олигархи пока не сделали таких громких приобретений, но их давление ощущается все больше. «Они – надежные промышленные инвесторы, заинтересованные в технологиях и квалифицированной рабочей силе. Все это есть в Италии в избытке», – утверждает историк экономики Джулио Сапелли. «Их интерес носит стратегический характер. Я думаю, что они интересные и заинтересованные потенциальные покупатели. Следовательно, вместо того, чтобы кричать: “Мамочка, русские идут”, лучше сказать: “Да здравствуют русские”», – шутит доцент Миланского государственного университета.
Дело в том, что промышленность и экономика всей Европы тесно связана с российскими олигархами. Они колонизировали Лондон, их компании имеют большой вес на международных биржах, включая Уолл-Стрит. Когда американское правительство и Европейский Союз составляли списки людей Путина, чтобы запретить им выезд за границу, они старались не затронуть олигархов, которые стоят у рычагов экономической власти Кремля. В черном списке Белого дома есть политики типа председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко или вице-премьера Дмитрия Рогозина, но нет менеджеров или предпринимателей, которые скупили западные компании по дорогой цене.
53-летний Сечин является одним из наиболее активных. Год назад он потратил 274 миллиона, чтобы стать акционером компании Моратти Saras. В его руках оказался 21% акций компании, которая владеет нефтеперерабатывающим заводом в Сарроке на Сардинии, обогатившим миланскую семью. 178 миллионов получили братья Анджело и Массимо, остальные деньги – более мелкие акционеры. Интересно отметить, что после этого акции предприятия взлетели на бирже, за месяц в феврале их цена поднялась на 42%. Пик пришелся на те дни, когда Путин приблизил свои войска к границам Украины.
Тесное переплетение бизнеса и политики подтверждается и случаем с Михаилом Фридманом, миллиардером, родившемся на Украине, но являющимся гражданином России. Он является вернейшим соратником Путина, хотя первоначальное богатство приобрел еще при Борисе Ельцине. В воскресенье, 16 марта, когда Крым голосовал за отделение от Украины, Фридман за 5,1 миллиарда евро приобрел нефтяные активы второй по масштабу продаж природного газа компании Германии RWE. Эта блиц-операция напомнила немцам о том, что их экономика, нацеленная на экспорт и связанная со всей Восточной Европой, видит в России ресурс, несмотря на возникающие распри. Интересна итальянская авантюра того же Фридмана и его консорциума «Альфа-Групп», владеющего телефонным колоссом «Вымпелком», котирующимся на фондовой бирже Nasdaq. В 2011 году, чтобы захватить итальянскую компанию Wind, Фридман предложил 6,5 миллиарда долларов ее тогдашнему владельцу Нагибу Савирису, который с радостью согласился на сделку. Международные акционеры Vimpelcom, начиная с норвежской телекоммуникационной компании Telenor, возмутились, посчитав цену взвинченной. Им удалось настроить против этой операции большинство акционеров.
Но этого оказалось недостаточно: «Альфа-Групп» обеспечила себе пакет акций с наибольшими правами при голосовании и выиграла партию. В результате в последние три года акции «Вымпелкома» потеряли треть своей стоимости.
Такой ресурс как энергия согревает сердце российского медведя. В частности, газ, проходящий через территорию Украины, питает электростанции, калориферы и горелки итальянских домов. По последним данным за 2012 год Италия оказалась страной, которая ни в коем случае не может отказаться от трубы в Тарвизио, во Фриули. 35% импортируемого газа приходит именно туда, а внутренний рынок на 90% зависит от зарубежных поставок. Итак, Италия никак не может обойтись без московского газа.
Многие аналитики, однако, утверждают, что ситуация не является такой уж несбалансированной. Во-первых, Москва нуждается в доходах и притоке от налогов, которые обеспечивает «Газпром». Путин опирается на государственного монополиста, возглавляемого Алексеем Миллером. Во-вторых, четыре пятых экспорта России падает на углеводороды. В-третьих, из-за кризиса и мягкой зимы потребление метана в Италии сократилось до уровня 2002 года. Бюджет Eni за первый семестр 2013 года показал, что компания, возглавляемая Паоло Скарони, увеличила поставки из России на 69,1% и сократила поставки из Ливии на 3,4%, из Норвегии – на 8,5%, из Алжира – на 43,5%. Следовательно, хотя бы временный отказ от поставок из России не является невозможным делом.
Проблемы, разумеется, возникнут в перспективе. Они касаются интересов газовых боссов. В России Enel имеет четыре теплоэлектроцентрали, снабжаемые вездесущим «Газпромом». Компания устанавливает сеть счетчиков в районе Белгорода на границе с Украиной. Eni, помимо серии договоров с «Роснефтью» в области разведки в Баренцевом и Черном морях (причем, как уточняет московский колосс, Eni должна полностью оплатить геологическую разведку), занята в мегапроекте, связанном с прокладкой газопровода по дну Черного моря, который должен связать Россию с Европой в обход Украины. Если напряженность после аннексии Крыма еще более увеличится, планы могут быть сорваны. Миллиардная операция должна полностью финансироваться банками. Если санкции против людей Путина станут более решительными, банки могут отказаться. Скарони одним из первых указал на риски, которым подвергнется Европа в случае эскалации событий.
До сих пор продавцы не могли жаловаться на высадку в Италии олигархов с толстыми кошельками. Показателен случай с генуэзской нефтяной и энергетической компанией Erg семейства Гарроне, владеющего итальянским футбольным клубом «Сампдория». От компании «Лукойл», возглавляемой Вагитом Алекперовым (родился в Баку, в Азербайджане), за период с 2008 по 2013 годы Erg получила 2,6 миллиарда долларов за нефтеперерабатывающий завод Isab в Приоло, в провинции Сиракуза. Эта продажа частями привела к тому, что компания «Лукойл» стала полным владельцем завода в декабре прошлого года. Но сделка этим не закончилась, потому что компании Isab Energy и Isab Energy Services Energy, которые производят энергию из отходов переработки, в июне этого года тоже перейдут в руки россиян, готовых выложить за них еще 20 миллионов. Витторио Малакальца и его сыновья Давиде и Маттиа, болеющие за генуэзский клуб (их часто называют потенциальными покупателями футбольного клуба), получили более миллиарда за продажу сталелитейного завода во Фриули украинцу с русским сердцем Ринату Ахметову, который в Лондоне владеет одним из самых дорогих домов Великобритании, трехэтажным особняком возле Гайд-парка стоимостью в 136 миллионов фунтов. Именно на его самолете украинский премьер-министр Виктор Янукович улетел в Москву, когда мятежники в Киеве взяли верх.
Олигархи бывшего Советского Союза заботятся о том, чтобы у них были собственные самолеты. Они очень богаты, защищены сетью альянсов, созданных за границей, кажутся неуязвимыми. Как говорят в Москве, если дела пойдут плохо, то в частном аэропорту столицы Внуково 2 всегда ждет самолет, готовый взлететь. Нужно только позаботиться, чтобы не закончить как симпатизирующий России украинец Дмитрий Фирташ, поддерживающий тесные отношения с «Газпромом» и несколько недель назад купивший контрольный пакет акций Banca Intesa в Киеве. В начале марта он был арестован в Вене по запросу американского Федерального бюро расследований (ФБР).