26 марта президент Обама встретится в Брюсселе со своими коллегами из Евросоюза, где попытается дать необходимый толчок Трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству (ТТИП). Это партнерство нацелено на заключение крупнейшего в истории соглашения о свободной торговле, и спустя год с лишним после начала переговоров оно подвергается немалой критике. Некоторое недовольство по поводу ТТИП неизбежно останется, учитывая амбициозность проекта и сложность рассматриваемых вопросов. Но очень важно, чтобы эти переговоры завершились успешно.
В отличие от всех предыдущих соглашений о свободной торговле, ТТИП нацелено не только на ликвидацию барьеров на пути обмена товарами и услугами. В своей основе это партнерство связано с геоэкономикой и направлено на создание правил дорожного движения в глобальном экономическом управлении, которое укрепляет безопасность США.
В будущем для глобального деятельного участия США потребуется создать равные условия для частных компаний и их государственных конкурентов, ограничить контроль государств над энергетическими потоками, обеспечить создание платформ для передачи коммерческой информации и личных данных, наложить ограничения на требования к местному производству и его внутреннему содержанию, создать серьезные природоохранные стандарты, а также выработать меры защиты интеллектуальной собственности, которые будут создавать стимулы для инноваций.
США стараются следовать этим новым правилам 21-го века для глобальной экономики в многостороннем контексте через раунд переговоров ВТО в Дохе, которому почти 14 лет. В связи с усилением БРИКС в составе Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, а также других стран с отличными взглядами на структуру международных экономических отношений, эти переговоры дали очень скромные результаты с общим знаменателем.
Соединенные Штаты участвуют в работе «группы двадцати», но там обсуждаются в основном бюджетные, налоговые и финансовые вопросы, такие как правильные валютные курсы и меры бюджетной экономии в рамках налогового стимулирования. По сути дела, это консультативный орган. А специализированные международные учреждения, такие как Всемирная организация интеллектуальной собственности и Всемирная организация здравоохранения, страдают от столь разнородного членства, как и ВТО. Ни один из этих форумов в настоящее время не дает США и Европе необходимых возможностей для выработки обязательных глобальных экономических правил с высокими стандартами.
Верно то, что ни США, ни ЕС не смогут в одиночку создать подходящие всем международные правила. Но вместе два этих крупных, экономически развитых и аналогично мыслящих тяжеловеса (на долю которых приходится 45% мирового ВВП) обладают достаточным потенциалом и весом, чтобы сформировать новые структуры, которые другим торговым партнерам будет трудно не принять. ТТИП это разумный ответ США на усиливающееся многообразие международной экономической системы.
Все это тем более верно, что сложившееся положение вещей не может служить альтернативой ТТИП. Целый ряд азиатских стран настаивает на создании Регионального всестороннего экономического партнерства (РВЭП) в составе Китая, Индии и Японии, которое не отражает те качественные правила и высокие стандарты, которые предпочли бы США. Если эти усилия наберут обороты, в двери РВЭП могут со временем постучаться Россия и другие соседние страны. Вскоре может начаться соперничество за то, кто будет определять глобальные экономические правила.
ТТИП не только призвано сыграть ключевую роль в поддержании и укреплении справедливой и открытой мировой экономики. Это также важнейший элемент американской политики по отношению к Европе.
Как показал нынешний кризис на Украине, чем больше экономического единства между США и ЕС, тем большим весом они обладают при решении важнейших внешнеполитических проблем. Если глобализация не повернет вспять, международные экономические силы будут играть возрастающую роль в безопасности США. ТТИП станет для США важным экзаменом на способность адаптировать свои отношения с Европой, дабы идти в ногу с этой эволюцией.
Успех или неудача США в такой перестройке отношений с Европой будет иметь последствия и для того, как мир станет смотреть на более широкий подход Америки к международным делам. Отход США от торговли с давним стратегическим союзником, каким является Европа, будет истолкован как признак отказа Америки от своей роли лидера и от ряда важнейших обязательств в сфере внешней политики и политики безопасности.
С учетом острой геоэкономической потребности в создании ТТИП можно ли сделать предположение о том, что такое партнерство постигнет неудача? Можно, если США и Евросоюз станут жертвами того, что Фрейд называл «нарциссизмом малых различий», и слишком долго не будут обращать внимание на общую картину. Между США и ЕС существуют вполне закономерные различия по целому ряду торговых, инвестиционных и нормативных вопросов. Однако разногласия, разделяющие два побережья Атлантики, чрезвычайно малы на фоне их общих интересов.
У демократов и республиканцев с Капитолийского холма тоже есть свои разногласия по вопросам торговой политики, но существуют основания для оптимизма и надежды на то, что две партии сумеют найти общие позиции, потому что ТТИП имеет огромное значение для продвижения международных экономических интересов США.
Да, многие демократы с опаской смотрят на такую торговую активность, однако углубление экономических связей с Европой должно вызывать положительную реакцию у сторонников этой партии, потому что в ЕС существуют высокие трудовые, социальные и природоохранные стандарты. И не только это. А у Демократической партии имеется богатый опыт трансатлантической торговли, который можно развивать и наращивать. Именно администрация демократа Джона Кеннеди приняла в 1962 году закон о расширении торговли с объединявшейся Европой. В нем коммерческая цель открытия европейских рынков для американских товаров сочеталась со стратегической целью укрепления сотрудничества между США и Европой. Кеннеди называл этот документ «Декларацией взаимозависимости».
Подобно закону о расширении торговли, Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство служит двоякой цели: открытые рынки и трансатлантическое лидерство в глобальной экономике.
Проведенный недавно Исследовательским центром Pew опрос показал, что хотя 52% американцев против активного вмешательства своей страны в решение проблем других стран, 66% за большую вовлеченность США в глобальную экономику. Если демократы по-прежнему будут верны политическим заветам Кеннеди о международном экономическом сотрудничестве с Европой, и вместе с традиционно сильными республиканцами поддержат торговые соглашения, ТТИП сможет стать крупным совместным достижением обеих партий – что сегодня большая редкость в Вашингтоне.
Питер Рашиш – старший торговый советник консалтинговой фирмы Transnational Strategy Group LLC и член консультативного совета некоммерческой организации American Security Project.