На прошлой неделе США и ЕС подлили масла в огонь конфликта, развернувшегося вокруг аннексии Крыма Россией, введя против группы ведущих российских чиновников и предпринимателей ряд санкций, включающих замораживание активов и запрет на получение виз.
Санкции, вызвавшие тревогу на российском рынке ввиду беспокойства об их возможных долгосрочных эффектах на и без того проблемную экономику, не смогли поколебать Владимира Путина. А российские чиновники, включая некоторых людей из «черного списка», отмахнулись от этих мер, посчитав их неэффективными.
В то время как конфликт набирает обороты, китайские власти сохраняют осторожность в своих публичных оценках и призывают к диалогу. За кулисами, однако, как чиновники, так и простые китайцы внимательно наблюдают за развитием событий: все хотят увидеть, к чему приведет введение санкций.
Особенный интерес интернет-пользователей вызвала беспечная реакция российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, чье имя тоже фигурирует в «черном списке» санкций.
Решение Обамы включить его имя в список в попытках надавить на ближайших соратников Путина он встретил насмешкой, в своем сообщении в Twitter предположив, что кандидатуры для списка подбирал «какой-то шутник».
В одном сообщении, адресованном «Comrade @BarackObama», Рогозин спрашивает: «Что делать тем, у кого за границей нет ни счетов, ни имущества? Или Вы об этом даже не подумали?»
Дерзкий ответ Рогозина широко разошелся по социальным сетям континентального Китая. Наиболее циничные китайские интернет-пользователи открыто задались вопросом о том, смогли бы китайские чиновники проявить такое спокойствие, оказавшись в схожей ситуации, то есть под угрозой введения западных санкций против их зарубежных активов.
Ответ на этот вопрос — четкое «нет». Власти практически не скрывают, что коррумпированные чиновники вывозят из страны миллиарды долларов США ежегодно. В конечном итоге эти незаконно добытые деньги оказываются на оффшорных счетах или вкладываются в недвижимость. Недавний доклад, подготовленный Международным консорциумом журналистских расследований (МКЖР), содержит данные о том, что в период с 2002 по 2011 год зажиточные китайцы отправили за рубеж 1 триллион долларов США, что в теории делает Китай крупнейшим экспортером незаконного капитала, поставив его впереди России и Мексики.
Чиновники КНР уже давно шутили о том, что список, включающий в себя информацию о зарубежных активах коррумпированных чиновников и их семей, дал бы США абсолютный контроль над Китаем. Любая инициатива по обнародованию этой информации, не говоря уж о введении санкций, легко могла бы ввергнуть партию в хаос.
Масштаб проблемы лучше всего демонстрируется появлением нового класса кадровых работников, называемых «голыми чиновниками». Эти партийные работники отсылают свои семьи за рубеж, где те могут вести роскошную жизнь, в то же время подготавливая почву для своего собственного переезда.
Центральное правительство не располагает данными о числе этих «голых чиновников», однако некоторые аналитики предполагают, что их более одного миллиона. Эти кадровые работники, а также доклады зарубежных СМИ об огромных богатствах партийных лидеров вроде бывшего премьера Вэнь Цзябао или ушедшего в отставку министра общественной безопасности Чжоу Юнкана вызывают все больше гнева среди жителей Китая и ставят крупное пятно на авторитет правящей партии.
Когда в конце 2012 года к власти пришел Си Цзиньпин, правительство удвоило свои усилия по борьбе с финансовыми махинациями в партийных рядах. Создается ощущение, что сейчас ни дня не проходит без объявления о том, что очередной чиновник из высшего эшелона власти был арестован по обвинению в коррупции. В январе власти опубликовали новые правила, в согласии с которыми «голые чиновники» впервые в истории партии потеряли возможность продвигаться по службе.
Однако лидеры страны уже давно откладывают принятие закона, который обязал бы чиновников раскрывать данные об активах своих семей, — мера, которая, как полагают многие аналитики, могла бы положить конец коррупции в партии.
Можно лишь надеяться, что санкции, введенные против российских чиновников, подтолкнут китайских лидеров к тому, чтобы пойти на более эффективные антикоррупционные меры. Сейчас, когда Пекин предупреждает о возможности внешнего давления на китайскую политику, это особенно актуально.
В действительности, Китаю есть чему поучиться у русских. В апреле правительство России приказало чиновникам обнародовать информацию о своих активах, а также распроститься с любыми зарубежными счетами или иными заграничными активами и вернуть эти средства в российскую экономику. Несогласных ждало завершение карьеры.
Остается неясным, насколько эффективными были эти меры, однако они действительно дают Рогозину возможность быть дерзким.