Новое исследование ЮНЕСКО о работе женщин в научной сфере дает нам некоторые весьма неприятные данные по Индии. Институт статистики ЮНЕСКО составил интерактивную инфографику о женщинах в науке, чтобы показать гендерные различия по всему миру в сфере высшего образования и в научных исследованиях. Название этому исследованию дали весьма меткое: «течь в трубе».
Собранные со всего мира данные указывают на то, что в вузах учится больше женщин, но довольно немногие из них делают карьеру в науке. Проблем в научной «трубе» оказалось немало: это и стереотипы, с которыми сталкиваются девушки, и семейные обязанности, и та предвзятость, с которой относятся к женщинам, когда они выбирают карьеру.
По данным института статистики ЮНЕСКО, в Индии среди бакалавров 44% женщин, а среди выпускников магистратуры – 41%. Но что происходит после этого, в Индии не фиксируется, хотя цифр из других стран в этом массиве данных немало. Женщины-ученые имеют склонность работать в учебных заведениях и в государственном секторе, а мужчины преобладают в частном исследовательском секторе, где выше зарплаты и больше возможностей для роста.
В большинстве стран женщины-ученые занимаются в основном общественными науками, а вот в сфере инженерного дела, проектирования и технологий они представлены недостаточно. ЮНЕСКО считает, что для создания равных условий девушек следует побуждать к изучению математики и естественных наук. В мире в целом нечто похожее на гендерный паритет существует только в каждой пятой стране, где 45-55% исследователей – это женщины.
В мире в целом женщин-ученых всего около 30%. В вузы их поступает все больше, однако многие по завершении учебы уклоняются от научной карьеры. Но есть и несколько неожиданных исключений. Так, в Боливии женщин среди ученых 63%. Для сравнения: во Франции это показатель равен 26%, а в Эфиопии – 8%.
В специальном выпуске журнала Nature о женщинах в науке за прошлый год рассказываются аналогичные истории. Авторы пишут о том, что удерживает женщин от занятий серьезной наукой, и что необходимо сделать для устранения причин такого расточительного отношения к человеческим талантам. В журнале говорится о том, что несмотря на улучшения, женщины-ученые по-прежнему сталкиваются с дискриминацией, с неравенством в оплате труда и в финансировании исследований. А также о том, почему в биотехнологии женщин до сих пор не пускают в советы директоров.
В предыдущем выпуске на эту тему рассматривался вопрос о том, что делается в Индии для привлечения женщин в науку, почему женщинам-ученым в этой стране нужна правовая защита интересов, и почему мы не можем игнорировать вклад женщин в науку. На форуме Nature India также идут оживленные дискуссии и звучат конкретные предложения о том, как устранить пресловутые протечки в трубе.
О неравенстве полов в науке надо говорить постоянно. А призывать к активным действиям в этом направлении никогда не поздно.