Паникерский тон некоторых СМИ, льющий воду на мельницу кремлевского дискурса в изображении конфликта на Украине, напоминает ситуацию времен холодной войны, когда жителей ПНР постоянно держали в боевой готовности и пугали неминуемым нападением империалистов или ядерной войной, которой боялся каждый ребенок. Эта травматизация, нужно признать, оказалась очень эффективной. Когда моя жена просыпается посреди ночи и говорит, что ей снился кошмар, я могу даже не спрашивать, о чем он был, потому что она наверняка ответит: «Мне снилось, что на нас напали немцы».
Сейчас дезинформационная война сменила направление. Я полагаю, что сообщения о том, будто Москва готовит вторжение в страны Балтии, это большое преувеличение. Постараюсь обрисовать свои аргументы далее. К инспирированию экономических проблем последнего времени (от препятствий транспортным перевозкам до запрета на импорт тех или иных продуктов) как к методу давления со стороны нашего восточного соседа мы за долгие годы уже, кажется, привыкли.
Гораздо более реальным, чем вход российских войск, например, в Литву представляется интервенция в Молдавию. Москва постоянно подпитывает сепаратистские устремления в автономной Приднестровской республике и в другом самопровозглашенном регионе этой страны - в Гагаузии, где на недавнем референдуме 90% жителей высказались за вступление в Таможенный союз с Россией. У Москвы есть там свои интересы. Молдавия лежит на границе влияния Европейского Союза и, как Украина, всегда находилась в большей степени под влиянием востока, чем запада. Проевропейской является лишь столица - Кишинев, в то время как южные молдавские регионы однозначно высказываются в пользу России.
Со странами Балтии ситуация гораздо сложнее. В первую очередь, Литва, Латвия и Эстония - это члены ЕС и НАТО. Гипотетический прямой военный конфликт или даже «мирное» присвоение приграничных территорий, населенных русским меньшинством, под прикрытием его интересов, означали бы прямой конфликт с Европой и Североатлантическим альянсом. Конечно, можно задуматься, хотят ли Америка и Европа умирать за Эстонию, однако на этот вопрос следует взглянуть и с другой стороны: обладают ли страны Балтии для Кремля такой большой ценностью?
Со стратегической точки зрения представляется, что важнее было бы добыть плацдарм в Молдавии. Россияне уже и так присутствуют на Балтике - у них есть Калининградская область. В экономическом плане страны Балтии обладают гораздо меньшим значением, чем Украина: не только из-за своего размера или объема рынка сбыта для российских товаров. Украине предназначена принципиальная роль из-за размещения самого крупного и важного транзитного газопровода, по которому идет газ из Азии в Южную и Восточную Европу. Важны также месторождения полезных ископаемых как на суше, так и в шельфе Черного моря. Страны Балтии такими богатствами не располагают. Сильно упрощая, это один большой лес, а в древесине у России недостатка нет.
Транзитные преимущества литовской Клайпеды или латвийских портов в Вентспилсе и Лиепае стали воспоминаниями прошлого с тех пор, как стали развиваться портовые терминалы в Петербурге - важнейшем восточноевропейском центре торговли на Балтике. Если в российских балтийских портах объем грузооборота в первом полугодии 2013 года вырос на 7,4%, то в портах Литвы - снизился на 8,4%, а Эстонии - на 4%. Лучше дела обстояли у Литвы и Польши.
Это звучит парадоксально, но страны Балтии нужны России в Евросоюзе. Ведь посредством них Москва проводит свои, в первую очередь, экономические интересы. Примером может послужить Латвия, финансовое законодательство которой в этом году было изменено по кипрскому образцу, и оттуда сейчас исходит управление российскими инвестициями на Западе. Не первый год статус страны с благоприятным бизнес-климатом удерживает Эстония, которая также стала плацдармом для экономической экспансии России на Западе и в Скандинавии.
Тема российского меньшинства в этих странах второстепенна. Во-первых, русским живется там хорошо. Они не только чувствуют себя, как дома, но больше зарабатывают и пользуются более обширными социальными программами. Важен не только более высокий уровень жизни, но и другие аспекты. В Латвии жители без гражданства, не имеющие латвийских паспортов, могут уклониться от уплаты налогов и призыва в армию, что во многих случаях оказывается удобным для ведения зачастую теневого бизнеса. В Эстонии у русских есть сильное политическое представительство, они управляют (и вполне эффективно) даже эстонской столицей - Таллином. Пожалуй, единственная страна, у которой нет проблем с русскими - это Литва, которая сразу же после смены государственного строя выдала всем литовские паспорта, а остальные аспекты нейтрализовала самым сильным в странах Балтии национализмом.
Поэтому прежде чем отправляться в армейский магазин за учебным оружием, услышав, будто русские уже стоят у ворот Прибалтики, следует немного остыть. Москве нужны свои сферы влияния в Европейском Союзе, а таковыми, без всякого сомнения, остаются Литва, Латвия и Эстония.