Си Цзиньпин (Xi Jinping) приехал в Европу. Сегодня он прибывает в Берлин, где ему предстоят встречи с Федеральным президентом Йоахимом Гауком (Joachim Gauck) и Федеральным канцлером Ангелой Меркель (Angela Merkel). Но больше всего его приезду рады во Франкфурте, потому что Си привезет с собой подарки.
Китайская общественность пока что интересуется, главным образом, костюмами, которые носит президент в ходе поездки по далекой Европе. Так, на ужине с королем Нидерландов товарищ Си Цзиньпин был одет в традиционный китайский костюм со стоящим воротником. Это считается абсолютным новшеством, потому что до сих пор китайские коммунистические правители показывались на людях исключительно в черных костюмах. «Одежда демонстрирует новую уверенность в себе и одновременно открытость нового руководства», сказал бывший руководитель протокольного отдела МИД КНР. Теперь главный вопрос заключается в том, как глава государства оденется в эту пятницу на встречах с президентом и канцлером Германии, Йоахимом Гауком и Ангелой Меркель.
Для Си Цзиньпина это первая поездка по Европе на посту председателя КНР. Пока все идет замечательно: где бы он ни появился, его принимают по высшему разряду и стараются ему понравиться. Ведь он — глава государства с наиболее интенсивно растущей экономикой во всем мире. Кроме того, Китай в последние годы играет ведущую роль на мировой арене — атомной державе с миллиардным населением никто не смеет перечить.
При этом китайские одежды президента КНР говорят кое-что о программе его поездки. Он держится более уверенно, чем его предшественники, и выступает при этом с позиции политической силы. В то же время он приехал не с пустыми руками: в ходе его переговоров заключаются соглашения об углублении экономического сотрудничества и партнерства.
Во французском правительстве (в Париже Си Цзиньпин гостил в среду) уже подсчитали, что их торговый дефицит сократится на десять процентов, если во Францию ежегодно будут приезжать по пять миллионов китайских туристов. Кроме того, Париж заинтересован в существенном увеличении собственного экспорта в Китай.
Нет ничего удивительного в том, что французский президент Франсуа Олланд (Francois Hollande) сделал все возможное, чтобы произвести на Си Цзиньпина хорошее впечатление. Тем больше была его радость, когда Китай заключил крупный договор на покупку самолетов у европейского авиаконцерна Airbus.
Но главным элементом поездки Си Цзиньпина станут все же его переговоры в Германии, которую с Китаем связывают наиболее тесные отношения среди всех стран-членов ЕС. «Двусторонние отношения переживают свою лучшую фазу за всю историю», считает Дин Чунь (Ding Chun), эксперт Центра европейских исследований Фуданьского университета в Шанхае. По его словам, обе страны имеют одинаковые политические приоритеты: развитие реальной экономики, внешней торговли и свободных рынков при максимальной стабильности и предсказуемости ситуации.
Обе стороны понимают, что результаты поездки Си Цзиньпина будут иметь большое значение в долгосрочной перспективе. «Визит Си Цзиньпина в Берлин задаст тон двусторонним отношениям на десять лет вперед», говорит Дин.
Поэтому Китай, в свою очередь, тоже старается понравиться своим партнерам. Из Берлина Си Цзиньпин отправится в Дюссельдорф, где в субботу примет участие в открытии нового Генерального консульства КНР, которому отводится важная роль ввиду большого количества китайских предприятий, работающих в Германии.
Во Франкфурте Си Цзиньпина также ожидают с нетерпением: не исключено, что в Германии в обозримом будущем появится торговый центр, в котором расчеты будут осуществляться в юанях. «До подписания соответствующего соглашения о намерениях рукой подать», говорит Сюй Хунцай (Xu Hongcai), эксперт пекинского полугосударственного Центра международных экономических отношений.
Благодаря этому серьезно выросло бы значение Франкфурта как международной экономической площадки. В первую очередь мелкие банки получили бы возможность предлагать своим клиентам продукты за китайскую валюту. Германия на протяжении уже нескольких месяцев стремится к получению этого статуса: федеральная земля Гессен и вся Федеративная республика неоднократно подавали соответствующие заявки.
Правда, конкуренты в этой борьбе в лице Люксембурга и Парижа еще не сдались, но у Германии больше шансов. «Торговый оборот между двумя странами очень велик», констатирует Сюй. Кроме того, Франкфурт имеет преимущество как штаб-квартира Европейского Центрального банка.
В то же время на повестке дня стоят и чисто политические темы. Так, большой интерес вызывает будущая встреча президентов. Йоахим Гаук был во времена ГДР участником движения сопротивления, да и после объединения Германии неоднократно проявлял себя как противник коммунизма.
В частности, он возглавлял ведомство по изучению документов бывшего восточногерманского министерства государственной безопасности и был соавтором так называемой «Черной книги коммунизма», в которой бывшие социалистические страны обвинялись в «подавлении своих противников, преступлениях и терроре».
И вот этот Йоахим Гаук встретится с Си Цзиньпином, который делает гораздо большую ставку на социалистические символы, на сохранение власти в руках партии и на контроль над общественным мнением, чем его предшественник. Однако, несмотря на свое критическое отношение к коммунизму, Гаук понимает, что с современными китайскими коммунистами вполне можно договариваться — в Пекине идеология давно уже уступила первенство прагматизму, а большинству граждан страны под руководством Коммунистической партии Китая живется совсем не плохо.
Другой важный вопрос заключался до недавнего времени в том, насколько много внимания Си Цзиньпин уделит «переработке» немцами собственного прошлого. Япония во времена Второй мировой войны оккупировала значительную часть Китая, а ее солдаты убивали китайцев и издевались над мирным населением. В связи с этим Пекин и Токио на протяжении уже нескольких десятилетий спорят о том, должна ли Япония вести себя по отношению к Китаю особенно подобострастно, чтобы заслужить его прощение.
В преддверии переговоров в Берлине китайские дипломаты высказали предположение, что Си Цзиньпин может подать определенные сигналы к «прощению» Германии и тем самым дать понять японцам, как тем следует вести себя в этом вопросе. Реакцией японского МИДа на это предположение было возмущение. С одной стороны, японцы терпеть не могут, когда их сравнивают с немцами. Кроме того, они также являются хорошими союзниками.
С другой стороны, в ходе визита китайского гостя речь пойдет не о Холокосте, а о будущем экономическом сотрудничестве — по желанию немецкой стороны Китай не будет заострять внимание на прошлом. Таким образом, можно ожидать, что Си Цзиньпин в своей пятничной речи высоко оценит работу Германии по «переработке» собственного прошлого — и тем самым также подаст Токио соответствующий сигнал.
В контексте недавнего крымского кризиса нельзя, однако, исключать возникновения определенных противоречий между сторонами. В то время как Меркель угрожает России санкциями, Китай, делающий ставку на экономическое сотрудничество, выступает за скорейшее урегулирование конфликта.
В то же время можно рассчитывать на то, что Меркель и Си Цзиньпин проявят единодушие в контексте скандала вокруг шпионажа американских спецслужб за европейскими политиками. Последние разоблачения со стороны бывшего сотрудника американского Агентства национальной безопасности (АНБ) Эдварда Сноудена свидетельствуют о том, что АНБ следило также и за Си Цзиньпином. Так что он, по сути, сидит в одной лодке с Меркель. Это наверняка также сыграет свою роль в гармонизации отношений между сторонами.