Atlantico: Микроволновки уже не производят такого фурора, особенно в США: с 2004 года их продажи упали на 40%. В чем могут заключаться причины такой потери интереса, и в какой мере они находят отражение во Франции? Что все это говорит о нашем будущем?
Кристоф Бенаван: Не думаю, что тут действительно уместно говорить о потере интереса. Скорее всего, причина кроется в изменениях привычных для американцев схем питания. Если верить официальным данным по Франции, у нас нет никакого сокращения продаж микроволновок: максимум, наблюдающаяся последние 5-6 лет стагнация. И у меня нет уверенности в том, что нынешняя ситуация в Америке означает, что в будущем то же самое ожидает и Францию. У нас совершенно разная история и кулинарная культура, хотя мы и испытываем на себе давление схожих факторов. Тем не менее, у нас наблюдается значительный спад продаж морозильников: с 800 тысяч единиц в 2004 году до 670 тысяч в 2013 году. У этого уже могут быть дальнейшие последствия.
— Можно ли сказать, что микроволновка — символ общества потребления в том виде, в каком мы его знаем? Какие выводы можно сделать из этих перемен? Связаны ли они с изменениями в образе жизни и питании?
— В потребительских привычках произошли существенные изменения. Во-первых, это касается числа приемов пищи вне дома: оно увеличилось с 17% в конце 1960-х годов до сегодняшних 33%. Такие перемены никак не способствуют росту продаж микроволновок. Но в то же время и не препятствуют им. Можно предположить, что микроволновку начали использовать в других целях. Раньше она была неотъемлемой спутницей морозильника и применялась для быстрой разморозки продуктов. Сегодня же ее чаще используют, чтобы разогреть купленные в тот же день готовые блюда. В такой перспективе настоящую конкуренцию микроволновке составляют сандвичи и фастфуд, а также доставка на дом самой разной еды, от пиццы до суши.
— Тенденция касается одних лишь микроволновок? Или у нас существуют какие-то другие массовые потребительские товары, которые могут потерять привлекательность в глазах покупателей? И что сейчас наоборот «в моде»?
— Происходящее касается не модных тенденций, а глубоких перемен в сфере потребления. Резкий спад продаж морозильников свидетельствует одновременно о растущей урбанизации населения и отказе от хранения пищи. Люди сейчас зачастую предпочитают перекусы и готовые блюда. Что, кстати говоря, может показаться парадоксальным на фоне головокружительного успеха кулинарных программ. Как бы то ни было, факт остается фактом: мы больше сами не готовим и даже не испытываем желания разогревать готовые блюда. Сегодня мы предпочитаем доставку еды. Тем не менее, существующие в Европе постановления в плане минимальных зарплат и социальных отчислений делают такое решение весьма затратным. В США же зарплата в закусочной составляет порядка 5-7 долларов в час, а разносчикам еды платят примерно те же деньги. Американский сектор услуг во многом напоминает страны третьего мира: здесь прослеживается прямая аналогия с ситуацией в Бразилии или Индонезии, где доставка на дом — обычное дело. Короче говоря, микроволновки в Европе будут обречены, если только мы согласимся на зарплаты меньше 5-6 евро в час.
— Американские тенденции зачастую становятся предвестниками событий в Европе. Стоит ли ждать спада продаж в среднесрочной или долгосрочной перспективе? И что вообще будет означать смерть микроволновки?
— США вовсе не опережают Европу, а в кулинарном плане так и вообще отстают. Они обходят нас по неравенству зарплат. У нас же есть огромное преимущество в плане кулинарной компетенции. И пока она у нас есть, микроволновка сохранит за собой долю рынка. Помимо обычного применения вроде подогрева стакана молока или готового блюда, микроволновка может сыграть вспомогательную роль на кухне: разморозить мясо, разогреть блюдо перед подачей на стол, растопить масло. Мы используем микроволновки по-разному, однако именно способы применения позволяют проанализировать объемы продаж. На реализацию микроволновок во Франции влияет по большей части дезурбанизация, с которой связано сокращение практики хранения продуктов. Но если бы нас охватил американский синдром стремления к свежему и натуральному, можно было бы рассчитывать на рост продаж. Представьте себе, у нас произойдет всплеск интереса к заготовке и хранению овощей. Тогда их понадобится где-то замораживать. Поэтому стоит обратить внимание на продажи морозильников…
Кристоф Бенаван (Christophe Benavent) — специалист по маркетингу, преподаватель Университета Западный Париж