В настоящий момент на автомобили «начального» уровня приходится 41% продаж Renault против менее 30% в 2010 году. Огромные цифры. За последние десять лет объемы производства Renault в средней и высокой ценовых категориях сократились в 20 раз. Выпуск компактных машин уменьшился на две трети. Заметно хуже стали продаваться даже Clio. На фоне успехов Dacia Renault может превратиться в «бюджетника» альянса Renault-Nissan.
Volkswagen это не удалось. Но Renault ждал настоящий триумф. Хоть какая-то причина для радости. Немецкой компании никак не удается привести в подобающий вид экономическое уравнение недорогого автомобиля, однако французское предприятие (в четверг оно отпраздновало 15-летнюю годовщину альянса с Nissan) стало королем бюджетного сектора. Но не все так уж безоблачно: хотя Renault великолепно ощущает себя в нижней ценовой категории, продажи во всех остальных областях автомобильного рынка последние десять лет неумолимо идут на спад...
В сфере машин среднего и высокого класса доля французской компании становится все меньше - так, что ее кое-где уже почти не видно. Кроме того, ее продажи уменьшаются и в сегменте компактных машин (за исключением наиболее бюджетных решений). А к этому в Renault отнюдь не стремились. Образ лидера самой нижней ценовой категории становится для предприятия тяжелым ударом.
Мировые продажи Renault выросли за прошлый год на 3,1% до 2 628 208 автомобилей благодаря... лишь одним прекрасным показателям бюджетных моделей. На эти автомобили «начального» уровня, которые предлагаются на рынках Европы и средиземноморского региона под румынской маркой Dacia и брендом самого Renault, пришлось в 2013 году 41,3% от общего числа реализованных компанией машин. А это, согласитесь, просто огромная доля! В 2010 году на них приходилось менее 30% общих объемов. Внедорожник Duster стал самой продаваемой моделью Renault и настоящим символом компании. А если добавить сюда продажи переходящего под контроль Renault «АвтоВАЗа», то получится, что на нижнюю ценовую категорию приходится почти половина продаж! Что, мягко говоря, не льстит самолюбию.
Знаменитые Sandero, Logan и Duster, безусловно, стали главным инструментом продвижения Renault на международном рынке... В этом заключается хорошая сторона ситуации, которая свидетельствует об эффективности этого самого продвижения французской компании. Но все тут не так однозначно: в России и Южной Америке Renault продает практически исключительно эти модели (ну разве что еще старые Clio в Бразилии и Аргентине)... На российском же рынке весьма ценятся автомобили средней и высокой ценовой категории, однако в этих нишах Renault полностью отсутствует!
Как бы то ни было, рост доли машин «начального уровня» в продажах Renault касается не только коммерческих достижений французского предприятия за пределами Европы. Дело в том, что на территории Евросоюза на продажи Renault все больше давят поставки Dacia... И это очень обидно. По данным Ассоциации европейских производителей автомобилей, Dacia вышла на первое место в Европе по росту числа зарегистрированных машин в 2013 году (+22,8%, 300 000 единиц) и за два первых месяца 2014 года. Сегодня на Dacia приходится 30% продаж Renault в Европейском Союзе.
В феврале доля Dacia на европейском рынке перевалила за 3%. В тоже время доля самого Renault стремительно сокращается и сейчас составляет всего 6,9 рынка ЕС, что стало для компании историческим минимумом. Десять лет назад один лишь Renault занимал более 10%. То есть сейчас даже вместе с Dacia дела французского предприятия обстоят хуже, чем в 2004 году! Во Франции продажи Dacia подскочили в 2013 году на 11,2% до отметки в 90 000 машин, на которые теперь приходится более 5% рынка.
За последние десять лет Renault практически окончательно потерял позиции в сфере автомобилей средней и высокой ценовой категории. В прошлом году компания выпустила 7 500 Espace (последний представитель ее моделей премиум-класса) против 64 500 в 2004 году! Что касается семейных моделей Laguna, в 2013 году было выпущено 17 900 единиц, а десять лет назад — 145 000! На автомобили высокой ценовой категории (не считая корейской дочерней компании Renault-Samsung) теперь приходится... менее 1% от общих продаж Renault против 10% в 2004 году. Настоящий крах.
Хуже того, спад наблюдается и в ключевой для европейского рынка сфере компактных машин. В прошлом году Renault выпустил 258 000 Mégane III (в том числе и минивэн Scénic), а в 2004 году — 898 000! Объемы уменьшились более чем втрое. И это еще не все: с 2004 по 2013 год вдвое (с 577 700 до 382 000 единиц) упали даже объемы производства маленькой Clio. Десять лет назад производство автомобилей Renault «начального уровня» (компания тогда только вышла на этот рынок с первым Logan) составило 28 500 единиц. А под румынским брендом Dacia за весь 2004 год было выпущено 72 000 машин. Сейчас речь идет уже о 425 000 автомобилей.
Renault Samsung Motors должна была бы помочь французской компании укрепить позиции в верхней ценовой категории... но это корейское дочернее предприятие, которое выпускает только внедорожники Koleos и седаны SM5 и SM7, не может похвастаться особыми успехами. В прошлом году RSM произвела 132 000 автомобилей, в том числе и небезызвестную Latitude («европеизированная» версия SM5), которая должна была стать новым лицом Renault в верхней ценовой категории, но оказалась полным фиаско. Как бы то ни было, 132 000 — это все равно вдвое больше, чем в 2004 году, когда Renault начал свою корейскую авантюру. На первый взгляд, результаты вполне обнадеживающие. Только вот... объемы выпуска RSM тоже идут на спад после 190 000 автомобилей в 2009 году. Теперь на помощь RSM пришел Nissan, доверив ей сборку части моделей, чтобы заполнить производственные мощности в корейском Пусане.
Получается, что в альянсе Renault-Nissan, французское предприятие все больше скатывается в сторону бюджетного сектора. Да, в Renault утверждают, что модели «начального» уровня дают неплохую маржу, которая составляет порядка 10% для Duster. Как бы то ни было, эта маржа пропорциональна невысокой рыночной стоимости самих автомобилей. Цена Logan начинается с 7 700 евро. Таким образом, общие объемы прибыли вряд ли получится назвать сногсшибательными. Все это не идет ни в какое сравнение с доходами от внедорожников или более дорогих моделей Nissan.
Кроме того, все бюджетные автомобили Renault производятся за пределами Франции по соображениям стоимости. Реализуемые на территории Франции машины выпускаются исключительно в Румынии и Марокко. В то же время теряющие популярность модели (Scénic, Laguna, Espace...) производятся на французских заводах.
Сейчас в Renault хотят привлечь внимание к Espace и планируют выпустить на рынок в этом году новую версию своего легендарного минивэна. А смена Laguna должна появиться в 2015 году. Тем не менее, какими бы качествами ни обладали эти автомобили, их продажи все равно могут остаться на весьма скромном уровне из-за не лучшего имиджа Renault и потери заинтересованных в них клиентов, которые давно обратили взгляды на другие бренды.