Atlantico: Каким воздействием обладают фотографии в интернете? Они сильнее, чем слова?
Михаэль Бацоге: Как гласит поговорка, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так было во времена печатной прессы, а сегодня интернет-сайтам необходимо постоянно иллюстрировать выкладываемый контент. Изображения играют огромную роль в сети: пользователи зачастую уделяют статье всего несколько секунд, чтобы попытаться понять, стоит читать ее дальше или нет. Ресурсам нужно сразу же чем-то привлечь их внимание, и самое эффективное средство — это впечатляющий визуальный ряд. Фотографии в этой области гораздо эффективнее видео: пользователю нужно нажать на воспроизведение и потратить 10-20 секунд, чтобы понять, стоит ли смотреть его дальше. Кроме того, иногда перед просмотром приходится терпеть рекламу, да и разрывы соединения тоже не исключены. Чтобы пользователь согласился мириться со всем этим, видео должно по-настоящему его заинтересовать. Фотография же говорит сама за себя.
— Говорят, что фотография формирует отношения людей в сети в силу своих вирусных и творческих качеств. Как именно она представляет собой богатство интернета?
— Письмо — это весьма тонкая наука, которая требует определенного опыта, не говоря уже о знании грамматики и орфографии. В то же время сделать фотографию сейчас проще простого: достаточно выбрать ракурс и нажать на кнопку. Современные смартфоны обладают достаточными технологическими возможностями для хорошего снимка в плане мегапикселей, вспышки и качества изображения. Кроме того, iPhone — самый популярный «фотоаппарат» на сайте Flickr. Телефоны также серьезно облегчают обмен фотографиями: они постоянно подключены к сотовой сети. Интернет создал огромное множество возможностей для взаимодействия: чаще всего в Facebook выкладывают именно фотографии. И даже Twitter, который изначально позволял обмениваться лишь текстовыми сообщениями, теперь тоже делает ставку на фото. Что, если подумать, весьма иронично...
— Какую роль играют фотографии в экономике интернета, если рассмотреть успех ориентированных на изображения приложений и социальных сетей вроде Instagram?
— Фотография — это универсальный, экономичный и самый простой способ мгновенно донести некое послание до как можно большего числа людей, тогда как текстовое сообщение требует знания языка (не говоря уже о возможном переводе). Поэтому фото как нельзя лучше подходит для интернета, где царит полная открытость миру, а для понимания требуется хлесткость и быстрота. Что касается финансов, у ориентированных на фотографии приложений и сайтов все просто прекрасно: чтение текста с экрана может быть утомительным и требует внимания пользователя, однако фотографии можно листать часами, не особо задумываясь об увиденном. Кроме того, в большинстве случаев фотографы-любители выкладывают свои работы совершенно бесплатно...
— Можно ли сказать, что визуальная составляющая является основой социальной экономики сети?
— В начале развития социальных сетей все было иначе, и они опирались главным образом на текст (статусы в Facebook, «твиты» в 140 символов...). Фотография стала одним из столпов социальной экономики лишь после того, как смартфоны стали доступнее и начали делать более качественные снимки.
— Представляет ли собой скопление фотографий некую коллективную силу?
— Совокупность выкладываемых пользователями фотографий со всей планеты формирует портрет нашего мира и его тенденций в определенный момент времени. Так, например, «селфи» представляют собой одно из характерных для нашей эпохи явлений, отражают ее черты: эгоизм, а также стремление поделиться своей индивидуальностью и рассказать о своей непохожести другим людям.
Михаэль Бацоге, специалист по интернету и мобильным технологиям.