Первое, на что обращаешь внимание при въезде в какой-либо мусульманский город, — кладбища за чертой города и виднеющиеся издалека минареты. Первое, что должны были сделать мусульмане при завоевании какого-либо города, — построить там месджит (небольшая мечеть, в которой не совершается пятничная полуденная молитва — прим.пер.), а затем прочитать азан (призыв к обязательной молитве — прим.пер.). Это был главный признак того, что данный город является мусульманским.
Для каждого региона характерна особая традиция возведения минаретов. В период первых арабских завоеваний минареты были более крупными и четырехугольными. Эта тенденция распространилась от Северной Африки до Испании. Минареты сельджукского периода выглядели иначе. После встречи мусульман с византийской культурой появилась новая традиция строительства мечетей и минаретов.
В османской традиции минареты привлекают внимание своим эстетическим изяществом, изысканностью, красотой. Между минаретами и мечетями существует особая гармония. Минареты придают мусульманскому городу красоту. Минареты воодушевляют смотрящего на них человека. Силуэт Стамбула — минареты. По мере приближения к Эдирне проглядывают роскошные минареты мечети Селимие. Воодушевление, которое этот город вселяет в человека, и радостная весть для тех, кто прибывает из Европы, — вот что такое минареты Селимие.
Практически во всех городах Анатолии минареты — красоты, встречающие посетителей города. Их изящество и утонченность греют нас изнутри. Подчас новые, недавно построенные минареты могут вызвать смешанные чувства.
Проблема, терзающая мусульманские города в течение последних 50 лет, — гигантские небоскребы. Они отражают человеческую ненасытность, излишества. Холодное лицо этих разъедающих города железобетонных строений пугает и изнуряет человека.
Стамбул — город минаретов. Как Эдирне, как Салоники османского периода. Сейчас же каждый, кто смотрит на Стамбул извне или въезжает в город, сталкивается с этими гигантскими холодными истязателями. При этом создается впечатление, что мечети находятся в осаде. Теперь утверждать «Стамбул — город минаретов» наивно. Ведь дух города формируется под воздействием окружающих его со всех сторон строений. От них же зависит развитие города. Международные торговые центры, огромные гигантские строительные комплексы, небоскребы, резиденции формируют центр новых городов. Все дороги ведут к ним. И люди стекаются в эти центры, словно потоки мутной воды. Все, кто направляется в торговые центры, охвачены чувством восхищения и поиска. Эти безграничные чувства терзают и их будущее, которое будто закладывается по ипотеке вместе с банковскими кредитными картами в их кошельках. В действительности будущее туманно, и этот процесс приобретает все более неопределенные измерения, словно лавина, в которую превращается набирающий силу снежный ком. Скорый рост числа жертв кредитных карт и нерешенность этой проблемы превращаются в тяжелую болезнь нашего общества. Люди, зажатые в коробочных офисах гигантских зданий, утрачивают свои связи с природой, людьми, жизнью. Депрессия человека обнаруживает себя в других сферах, превращая алкоголь, наркотики в особые способы самоудовлетворения. Строительные комплексы становятся причиной разрыва связей человека с территорией, соседями, улицей.
Ничем не перегруженный силуэт минаретов — метафизическое отражение не только вида, но и духа нации. В соответствии с этих духом в мусульманских городах происходит развитие рынка, поселений. Новые построения и урбанизация приводят к корыстным, ненасытным, амбициозным, депрессивным образованиям. Управление нацией и городом, населенным теми, кто лишен духа великой исламской цивилизации и в условиях кризиса обращает свой взор на Запад, сталкивается с множеством проблем. Необходимо придавать значение тому, кто из кандидатов, представленных на пост глав муниципалитетов, обладает именно таким духом.
Следует двигаться в сторону сопротивления этому холоду, отнимающему наши города, и создавать строения, которые воссоздадут дух города. В противном случае депрессия превратится в настоящую гангрену, и начнется процесс, который нельзя будет остановить. Это главные опасности, подстерегающие нашего человека сегодня.