Десять дней назад новый министр экономики Украины Павел Шеремета вылетел в Донецк, на восток страны. Для обычного министра обычной страны поездка «по регионам» является частью повседневной работы. Тем не менее, для члена киевского временного правительства, которое было сформировано после революции и свержения президента Януковича, официальный визит на восток представляет собой смелую инициативу. Дело в том, что в этих пограничных с Россией регионах с преимущественно русскоязычным населением царит враждебное отношение к «Евромайдану», который дал толчок круговороту недавних событий.
Восток Украины — это колыбель подстрекаемого из Москвы контрреволюционного движения. Там то и дело возникают вспышки дестабилизационной горячки, а по другую сторону границы поднимается призрак проводящей «учения» российской армии.
«Мы считаем этот регион наиболее уязвимым с политической и экономической точки зрения, — объясняет нам министр по возвращении в Киев. — Поэтому я и поехал туда. Чтобы поговорить с людьми, выслушать их, рассказать им, кто мы такие и что хотим сделать. Российское телевидение и пропаганда наплодили столько мифов о нашем правительстве...»
Нельзя сказать, что люди в Донецке оказали ему холодный прием. Все прошло лучше, чем в его родном Львове, где этот получивший образование в Америке специалист тоже провел не одно собрание. Там, на западе Украины, который стал авангардом Майдана, «население взбудоражено, оно требует радикальных перемен и немедленно».
В Донецке «люди ожидали увидеть какого-то нациста, фашиста, враждебное им существо... Но я говорил с ними по-русски и рассказал им, что преподаю в том числе и в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде, что у меня есть друзья в России, что я говорил по телефону с моим российским коллегой Алексеем Улюкаевым через несколько дней после моего назначения».
Дезинформация, манипуляции и провокации
В целом все это — весьма простой способ преодолеть пропаганду: нужно лишь самому отправиться на место, опровергнуть ложь. Это так просто, что, наверное, всему украинскому кабинету министров во главе с премьером Арсением Яценюком стоило бы отправиться в поездку в Донецк и Харьков.
Новое правительство было сформировано в срочном порядке, чтобы заполнить вакуум власти, который остался в стране после бегства Виктора Януковича 21 февраля и принятого парламентом решения о его отставке. Сокрушительный удар российской пропагандистской машины застал новое киевское руководство врасплох.
Параллельно с военной оккупацией и аннексией Крыма Россия развернула настоящую психологическую войну, чтобы ослабить украинские власти. Москва пустила в ход все средства, которые отточили на протяжении веков мировые державы (не говоря уже о небывалом мастерстве советского КГБ): обработка, дезинформация, манипуляции, провокации.
Пропагандисты активно муссируют образ пришедших с запада Украины «фашистов» и «неонацистов», что весьма эффективно с учетом сохранившейся в этой части Европы исторической памяти. Кроме того, есть на руках у Москвы и другие карты. В начале февраля из России выложили на YouTube записи телефонных разговоров, которые были призваны дискредитировать американских и европейских дипломатов (знаменитое «Fuck The EU» Виктории Нуланд) и стали подтверждением широких возможностей российских спецслужб в Киеве.
Недавно они обнародовали запись беседы кандидата в президенты Украины Юлии Тимошенко, которая, совершенно не стесняясь в выражениях, грозилась использовать все свои связи, чтобы от России не осталось даже «выжженной земли».
Ошибочное решение бывшей оппозиции о лишении официального статуса языков украинских меньшинств (постановление довольно быстро отменили) обернулось настоящей катастрофой. Весьма неприятен для Киева и упор на эксцессы полувоенной организации «Правый сектор», которая проявила себя на Майдане и стала одной из главных сил его самообороны, когда в столкновениях начала проливаться кровь. Политолог Андреас Умланд (Andreas Umland) из Киево-Могилянской академии отмечает, что это группе не посвящено никаких подробных исследований.
У некоторых наблюдателей есть подозрения, что ей манипулируют, причем, быть может, даже изнутри. Дело в том, что «Правый сектор» (своим названием он обязан правому сектору трибун на стадионе киевского «Динамо») принимается мутить воду каждый раз, как в ситуации намечается стабилизация. Вот вам пример: 26 марта МВФ объявил о достижении договоренности насчет значительной кредитной линии для Украины, а депутаты одобрили правительственный план жесткой экономии.
Иначе говоря, день выдался удачным. Тем не менее, вечером у здания Рады появился отряд бойцов «Правого сектора» в масках и камуфляжной форме и потребовал отставки министра внутренних дел из-за гибели одного их товарища. На самом деле сцена не выглядела впечатляюще, однако российские телеканалы буквально упивались этими кадрами, которые стали подтверждением их версии о засилье террора и хаоса.
Несмотря на поднявшуюся бурю, Киев не приемлет эскалацию и пытается разыгрывать карту правды и умеренности. Но как и во время военной операции в Крыму силы в этой борьбе неравны. «Российский режим подошел к пределам своей экономической модели, он оказался в ловушке, — считает один высокопоставленный украинский политик. — Ему нужны такие события, чтобы привлечь на свою сторону избирателей. В Крыму это сработало. Поэтому стоит ждать продолжения». С приближением нежелательных для Москвы президентских выборов 25 мая информационная война только усилится. По логике вещей.