Любой западный лидер, обеспокоенный судьбой малых государств Центральной или Восточной Европы, вынужден вспоминать два горьких исторических урока: Мюнхенское соглашение 1938 года и Ялтинское соглашение 1945 года. В Мюнхене, англичане и французы согласились с требованием Адольфа Гитлера о расчленении Чехословакии, причем без участия чешского [так в тексте – прим.перев.] правительства, которое не было представлено на переговорах. В Ялте, англичане и американцы заключили сделку с Иосифом Сталиным, фактически соглашаясь с установлением советского господства в послевоенной Польше и других государствах, оккупированных Россией, – и опять же, без участия самих этих государств.
Эти исторические параллели – особенно Мюнхен – оказывают сильное воздействие на западных лидеров, когда они пытаются урегулировать украинский вопрос. “Мы не сможем продвигаться вперед, если легитимное правительство Украины не будет участвовать на переговорах”, – заявил госсекретарь США Джон Керри по завершении переговоров с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, которые состоялись в выходные дни в Париже.
В минувший понедельник министр финансов Германии Вольфганг Шойбле сравнил претензии президента Владимира Путина, заявившего, что он, мол, действует ради защиты прав этнических русских на Украине, с притязаниями Гитлера, который в свое время говорил, что защищает права этнических немцев в Чехословакии. То же самое сходство заметила и предшественница господина Керри – Хиллари Клинтон.
Тем не менее, обязавшись не заключать никаких сделок за спиной украинцев, Керри стал вести прямые переговоры с русскими – без украинского представителя. Если же соглашение Керри-Лаврова все-таки будет заключено, и в нем будут учтены требования России о федеральном устройстве Украины и гарантии для русскоязычного населения, тогда на правительство в Киеве будет оказано огромное давление, чтобы оно это соглашение подписало.
Итак, не нарушают ли американцы важные, ключевые принципы, обсуждая судьбу Украины на двусторонних переговорах с Россией? Действительно ли проведение российско-американских переговоров в той или иной форме неизбежно и необходимо?
Мрачная реальность заключается в том, что, судя по всему, проведение переговоров с участием русских – оно в интересах как Запада, так и Украины. Чтобы понять правильность данного вывода, надо представить себе альтернативный сценарий. В настоящее время на восточной границе Украины сконцентрировано большое количество российских войск. США и ЕС дали ясно понять, что не собираются воевать за Украину. Учитывая этот факт, отказ от переговоров с Москвой будет, вероятно, интерпретироваться как проявление равнодушия, а не силы. И это может фактически подтолкнуть к российской военной интервенции, которая будет иметь трагические последствия для всех заинтересованных сторон.
Читайте также: Переговоры о будущем Украины
Однако, если дальнейшие раунды переговоров с русскими все же будут вестись, то очень важно, чтобы они не были похожи на капитулянтский фиговый листок в духе Мюнхена. К счастью, несмотря на то, что Запад дал понять, что не станет бороться за Украину, он все еще имеет реальные рычаги воздействия на Россию. Но если уж задействовать эти рычаги, то их нужно применить для защиты принципов, которые по-настоящему важны - как с точки зрения морали, так и других методов воздействия, которые Запад может использовать.
Итак, какими же должны быть эти принципы? Во-первых, ясно, что русские хотели бы, чтобы Запад просто принял аннексию Крыма как факт – и перевел дискуссию относительно остальной части Украины. Но Запад должен отвергнуть эту идею и тем самым отмежеваться от Мюнхенского соглашения, когда Великобритания и Франция согласились с аннексией Судетской области. Из-за того, что включение Крыма в состав России не будет признано законным, Россия неизбежно будет нести большие издержки. Крым станет черной дырой, ослабляющей внешнюю торговлю и инвестиции; он будет истощать российские ресурсы.
Второй принцип заключается в том, что любое военное вторжение русских в Восточную Украину приведет к полному разрыву экономических отношений Запада с Россией. ЕС уже изучает возможность дальнейшего санкций. Сущность и степень воздействия любых подобных мер нужно озвучить как можно скорее – они должны более мощными, чем ожидает Москва.
Наконец, нужно заявить еще об одном принципе: правительство России не имеет права требовать изменений конституции соседнего государства. В противном случае появляется очень опасный прецедент.
Именно в рамках такого набора принципов нужно обсуждать все прочие российские предложения, такие, как идеи федерализации Украины, гарантии для русскоязычных жителей, а также заверения в том, что независимая Украина не будет вступать в НАТО или иметь отношения с ЕС, которые способны нанести удар по экономическим интересам России.
Договоренности американцев с русскими не могут быть обязательными для украинского правительства в Киеве – данное утверждение является делом принципа, поскольку украинские политики остаются независимыми участниками переговоров. Подозрительность киевского правительства вполне оправданна, поскольку неофициальные российско-американские договоренности по Украине не будут подкреплены военными гарантиями Запада, к тому же нет уверенности в том, что эти договоренности Россия будет уважать. Но, к сожалению, швейцарские стандарты благополучия и безопасности испарились.
В данный момент для Украины, находящейся в тяжелом положении, российско-американская договоренность, подкрепленная угрозой экономической изоляции России со стороны Запада при ее нарушении, является, пожалуй, наилучшим вариантом. Если данная договоренность будет исполняться, то это позволит Украине выиграть время, чтобы построить независимое государство.