Присоединение Россией Крыма стало большой неожиданностью. В конце концов, Россию давно уже считают «нормальной», развивающейся страной. Да, там правит недемократический режим, но он уверенно сокращал отставание от Запада.
Однако события в Крыму «нормальными» не назовешь. Последней страной, аннексировавшей территорию соседа, был Ирак, захвативший в 1990 году Кувейт. Безусловно, Россия - это не Ирак Саддама Хусейна. Но у нее есть одна особенность — это страна с высокими доходами, которая также исключительно коррумпирована. Согласно Индексам качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators), Россия входит в первую пятерку самых коррумпированных стран — наравне с некоторыми намного более бедными государствами мира.
На протяжении многих лет коррупцию считали внутрироссийской проблемой, которую россияне должны решать сами. Западные лидеры мирились с коррупцией в России и по другим, более эгоистичным причинам. Когда коррумпированные чиновники крадут деньги, выводят их из России, кладут на счета в швейцарских банках или покупают на них пентхаусы в Челси, западные страны успокаивают себя тем, что влиятельные люди в Москве будут крайне заинтересованы в поддержании мирных отношений с Западом. Возникло мнение, что коррупция делает российскую элиту более подотчетной Западу.
Это была ошибка, причем серьезная, так как российская коррупция стала первопричиной кризиса в Крыму. Взяточничество разоряет российскую экономику. Когда рост прекращается, авторитарный режим прибегает к территориальной экспансии, дабы подстегнуть свою популярность и сохранить власть.
В России общественный договор 2000-х годов был основан на годовых показателях экономического роста в семь процентов. Граждане были довольны своим правительством, которое предоставляло им значительные материальные блага, хотя и свертывало демократические свободы. Предполагалось, что такая ситуация сохранится надолго. Когда Владимир Путин в 2012 году во второй раз пришел на президентский пост, он пообещал увеличить государственные расходы, и эти обещания были основаны на том, что темпы роста будут составлять 5-6 процентов в год.
Читайте также: Коррупция по-русски
Но этот общественный договор больше не действует. В прошлом году рост замедлился до 1,3 процента. Независимые прогнозы указывают на то, что в первые два квартала 2014 года экономика будет сокращаться. Такого же мнения придерживается и Всемирный банк.
Почему прекратился рост? Поскольку все прежние источники развития, такие, как дешевая рабочая сила, растущие цены на сырье и энергоресурсы, расширение потребительского кредитования, себя уже исчерпали, дальнейший рост требует инвестиционных стимулов. Но для этого нужна защита имущественных прав и исполнение контрактов. А коррупция в государстве и в судебных органах ослабляют всё это. Инвесторы начали голосовать ногами еще до событий в Крыму. Страдали инвестиции. Котировки российских акций понизились на 50 процентов по сравнению с другими формирующимися рынками.
Загнав экономику в рецессию, российская элита вынуждена искать новые пути сохранения власти. Для авторитарного режима это всегда сложная задача, требующая денег, репрессий и пропаганды.
Рецессия означает, что у российского государства больше нет денег на покупку народного признания. Эту слабину надо устранять за счет репрессий и пропаганды. В таких обстоятельствах нет более подходящего способа, чем маленькая и победоносная военная авантюра. Ощутимые победы повышают популярность правителя — какими бы незначительными и дорогостоящими они ни были. Неудивительно, что рейтинги популярности Путина выросли сегодня до 80 процентов.
Сегодня уже нельзя считать, что коррупция в России оказывает благотворный эффект и помогает держать элиту в узде. Напротив, она порождает агрессивную внешнюю политику, против которой западные лидеры не могут в настоящее время выработать ответные меры. На самом деле, российская коррупция превратилась в угрозу глобальной безопасности.
Правительство страны всегда с большой неохотой занималось расследованием фактов коррупции на собственной территории. Российским активистам и борцам с коррупцией приходится заниматься сизифовым трудом. Другие страны могут и должны искать и замораживать иностранные счета коррумпированных руководителей. Это приведет к ослаблению поддержки Путину со стороны российского правящего класса, а также поддержки элите со стороны общества. Все это будет способствовать возникновению новой, демократической, а потому мирной России.
Сергей Гуриев — бывший ректор Российской экономической школы в Москве. Сейчас он работает профессором экономики в парижской Школе политических наук (Sciences Po).