Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мемы — автопортрет интернет-культуры

Юмор 2.0 отражает новые условности поколения «гиков» и его страхи

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя мемы и создаются в юмористических целях, они отражают стремление создателей к признанию, «лайкам» и «репостам». Мемы становятся попыткой добиться признания поведения, которое зачастую не понимают и считают неприемлемым за пределами интернета. Таким образом, их распространение отражает стремление снизить накал страстей вокруг «зла», которое активно обличают представители более старых поколений.

После митинга Николя Саркози 1 мая 2012 года многие французские пользователи наткнулись в интернете на грубые карикатуры с фотографией бывшего президента, на которых его поместили в ночной клуб, на футбольное поле, нос «Титаника» и даже афишу фильма «Мстители». С тех пор этот удивительный снимок Николя Саркози разошелся далеко за пределами французских границ и превратился в настоящий мем. 

Изначально понятие «мем» было связано с эволюционной теорией, однако за последние годы его главный смысл стал совершенно иным. Для активных пользователей сети он означает массово распространившееся по интернету явление: это может быть картинка, видео, фраза, слово или даже идея, которую активно используют люди в мессенджерах, социальных сетях, блогах и т.д. Зачастую массовое продвижение этих интернет-явлений сопровождается пародийными искажениями и изменениями: юмор — главная цель создателей и любителей мемов. 

 

Истоки мемов

 

В начале 2000-х годов создание и распространение интернет-мемов было уделом сообщества «гиков». Начало многим из самых популярных мемов положил открытый в 2003 году и малопонятный для непосвященных форум 4chan. Это относится, например, к знаменитым lolcats (фотография кошек и надпись с намеренными грамматическими ошибками, которая должна сделать изображение смешным) или «педобиру» (персонаж манга-культуры, воплощение педофилии в виде бурого медведя, с помощью которого сообщество 4chan издевалось над пользователями с педофильскими наклонностями). Впоследствии развитие более свободного и демократичного Web 2.0 и массовое использование социальных сетей привели к демократизации аудитории мемов. В сети появилось огромное множество посвященных им сайтов вроде 9gag, memebase, knowyourmeme и trolino. Большинство из этих ресурсов присутствуют в фецйсбуке и твиттере и позволяют посетителям делиться контентом в социальных сетях без предварительной регистрации, что способствует его распространению в самых широких масштабах, далеко за пределами микрокосма гиков. Как бы то ни было, выраженное в мемах послание все равно крайне трудно понять тем, кто не знаком с интернет-культурой. Если конкретнее, большинство мемов (особенно последние из них) представляют собой юмористический автопортрет (иногда с примесью горечи и ностальгии) этой культуры и ее носителей. 

 

Контекст и употребление мемов

 

Содержащийся в мемах юмор очень сильно зависит от контекста и полагается на взаимопонимание членов сообщества, которых связывает общий язык, культура и даже жизненные привычки. Первый объединяющий элемент сообщества любителей мемов — это язык: мемы пишутся на фамильярном английском с весьма приблизительной грамматикой и кривым синтаксисом. Так, например, «просвещенные» пользователи систематически пишут «Y U no (…)» («Why you no») для обозначения «Why don’t you (…)» и предпочитают фонетическое «Dafuq?» для целого выражения «What the fuck?». Хотя простота выражение и не требует идеального знания языка, существующий барьер все равно исключает понимание мемов далекими от разговорного английского людьми.   

Время от времени в социальных сетях появляются и французские мемы, однако они не получают особого распространение и навлекают на себя критику и насмешки «пуристов», для которых английский — единственный допустимый язык во вселенной мемов. Кроме того, эта связь опирается на лежащие в основе мемов отсылки: к фильмам («Гарри Поттер», «Властелин колец», «Сумерки», «Мстители» и т.д.), видеоиграм (Super Mario, Skyrim, Call of Duty, Diablo III) и прочим составляющим молодежной культуры (покемоны, Губка-Боб или, например, Джастин Бибер, на которого обрушился настоящий шквал издевательств). Без этого понять суть и юмор мемов попросту невозможно. Некоторые мемы связаны с повседневной жизнью молодых пользователей: общением в фейсбуке, скачиванием файлов, просмотром порнографии, поисковиками и т.д. Все это исключает из круга посвященных людей старше 30 лет и незнакомую с «окологиковой» культурой молодежь. Над такими людьми нередко насмехаются: от не умеющей обращаться с компьютером матери семейства до девушки, которая возомнила себя «нердом» только потому, что надела очки в толстой оправе.      

 

Символ и симптом культуры 2.0

 

Такая форма самовыражения пользователей интересна не только с точки зрения объединения сообщества, но и представления культуры 2.0. Создание и распространение мемов отражает стремление к обоюдному признанию и принадлежности, которое свойственно молодому и не добившемуся широкого признания сообществу. Рефлексивность довольно часто свойственна мемам, особенно в подгруппе так называемых «яростных комиксов» (rage comics), где в довольно примитивной рисовке изображаются привычные персонажи («я», родители, девушка и т.д.) в типичных жизненных условиях. Во многих из этих комиксов основной персонаж сидит за компьютером, лазит по сети, играет в игру или следит за друзьями в фейсбуке. Зачастую ему свойственны лень, отказ от реального общения (в первую очередь с членами семьи) и пристрастие к компьютеру: бывает, что происходящее на экране настолько захватывает его, что он умирает от голода или не может отойти в туалет…    

Хотя мемы и создаются в юмористических целях, они отражают стремление создателей к признанию, «лайкам» и «репостам». Через них любители мемов формализируют то, что раньше было совокупностью более или менее оправданных предрассудков о поколении 2.0: постоянное сидение за компьютером, ограниченная социальная жизнь, непонимание семьи и т.д. Мемы становятся попыткой добиться признания поведения, которое зачастую не понимают и считают неприемлемым за пределами интернета. Таким образом, их распространение отражает стремление снизить накал страстей вокруг «зла», которое активно обличают представители более старых поколений.     

Как бы то ни было, этот ироничный и самокритичный взгляд сопровождается вызывающим тревогу беспокойством: новая интернет-культура нередко идет рука об руку с горечью и неуверенностью. Иногда создатели мемов с грустью вспоминают о тех временах, когда интернета не было еще и в помине: появляющийся в некоторых яростных комиксах персонаж «me when I was younger» (когда я был моложе) отражает простое счастье, гармонию в семье. Что еще удивительнее, некоторым создателям мемов явно свойственны разочарование и даже почти что морализаторство, когда они сравнивают детей своего (еще, кстати, очень молодого!) поколения с сегодняшними или говорят о культуре 1990-х годов с существовавшими в те времена гаджетами. 

Другие мемы отражают прискорбный факт ослабления семейных связей. Наконец, часто встречающийся вечный одиночка «Forever alone» заставляет смеяться над своей невезучестью, но в то же время символизирует самые разные страхи: страх отсутствия общения и печального существования в ожидании ответа на сообщение в фейсбуке или простое SMS, гораздо более глубокий страх одиночества в реальной жизни, который стоит за созданной интернетом и социальными сетями иллюзией широкого общения.  

Таким образом, хотя мемы и являются способом самоутверждения сообщества, они в то же время отражают более или менее осознанные страхи и тревоги по поводу его самосознания.