Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европа бессильно взирала на аннексию Крыма и сейчас пытается отреагировать на ситуацию. В ЕС опасаются, что такая газовая атака может окончательно дестабилизировать агонизирующую украинскую экономику, которая очень сильно зависит от российского газа. Это приобретает особую важность в перспективе президентских выборов 25 мая.

Перед Украиной и Европейским Союзом вырисовывается перспектива новой газовой войны подобно событиям 2006 и 2009 годов. Газпром, который рассматривают как один из сильнейших инструментов российской внешней политики, оказывает мощное давление на новые киевские власти. Руководство компании отменило действовавший льготный тариф и потребовало погасить задолженность по платежам. Европейцы с их разнонаправленными энергетическими интересами не в состоянии выработать общую стратегию поведения по отношению к Москве и не могут выступить единым фронтом.

Повышение цен на поставляемый Украине газ стало реальностью с начала апреля. В целом, тариф должен вырасти на 80%, что еще больше расшатает и так оказавшуюся в критическом положении экономику за два месяца до намеченных на 25 мая президентских выборов. Теперь Украине придется платить за газ по 485 долларов за 1 000 кубометров, то есть одну из самых высоких цен в Европе.

Бессилие

«России не удалось захватить Украину силой оружия, и теперь она пытается добиться этого газовой и экономической агрессией», — заявил 5 апреля Арсений Яценюк. В таких обстоятельствах украинский премьер хочет как можно быстрее начать переговоры с рядом государств Центральной Европы (Польшей, Венгрией и Словакией), которые могут поставить Украине газ в обратном направлении, то есть с запада на восток, в объемах порядка 20 миллиардов кубометров. Ценник будет на 100-150 долларов ниже российского.

Европа бессильно взирала на аннексию Крыма и сейчас пытается отреагировать на ситуацию. В ЕС опасаются, что такая газовая атака может окончательно дестабилизировать агонизирующую украинскую экономику, которая очень сильно зависит от российского газа. Это приобретает особую важность в перспективе президентских выборов 25 мая. «Россия заинтересована в том, чтобы Украина не рухнула в экономическую и политическую яму», — отметил в субботу глава немецкой дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер на неофициальной встрече со своими европейскими коллегами в Афинах. По его словам, «Россия играет важную роль, потому что стабилизация украинской экономики отчасти зависит от цен на энергоносители».

Часть скидки на газ была пожалована Владимиром Путиным Виктору Януковичу 17 декабря прошлого года в благодарность за верность: президент Украины отказался подписывать соглашение об ассоциации свободной торговле с ЕС. Последовавшее за этим свержение режима в Киеве привело к ужесточению позиции Москвы, которая утверждает, что по счетам за газ не расплачиваются. В таких условиях Штайнмайер с коллегами еще больше чем когда либо стремятся наладить диалог с Россией и найти дипломатическое решение по газовому и другим вопросам. Кроме того, в Афинах министры иностранных дел европейских государств приветствовали «первые признаки» снижения напряженности на Украине.

Штайнмайер не считает происходящее основанием для введения экономических санкций, которые были обещаны европейцами в случае нового вмешательства на востоке страны. «Мы в Европе готовы сообща выступить против угроз, с которыми столкнулась Украина», — подчеркнула верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон. Как бы то ни было, европейцы не считают обострение ситуации на газовом фронте «угрозой», которая бы оправдала введение экономических санкций.

План финансовой помощи

Пока что ответные действия направлены по другим каналам. Во-первых, речь идет о скорейшей реализации плана финансовой помощи для стабилизации Украины совместно с Международным валютным фондом. Для этого требуется порядка 15 миллиардов долларов. Программа помощи в частности предполагает радикальное сокращение энергетических субсидий для населения. Такая мера призвана сократить лежащий на государственном бюджете груз потребления газа на местном уровне (ему свойственны серьезнейшие расхищения), пусть она и грозит стать чрезвычайно непопулярной в условиях предвыборной кампании.

Кроме того, европейцы обещают начать поставки газа на Украину, чтобы тем самым сократить ее зависимость от Газпрома. Обсуждение этого вопроса должно пройти 8 апреля в Брюсселе. Если верить Арсению Яценюку, реализовать на практике такой план не особенно сложно. Тем не менее, он не может полностью решить проблему привязанности Украины к российскому экспорту. Идущие с запада поставки никогда станут настоящей заменой России. А их цена не сравнится с тарифом, который предлагала Москва своему бывшему союзнику. Во время мартовского заседания Европейского совета канцлер Германии Ангела Меркель подчеркнула, что возможные поставки на Украину не могут идти по более низким ценам, чем те, что предлагает Газпром своим европейским клиентам.

К тому же, перепродажа Украине прошедшего по трубопроводам через ее территорию газа может противоречить условиям соглашений с российской компанией. Ее глава Алексей Миллер уже заявил, что будет предельно внимательно следить за «законностью» такого решения. «Это серьезно осложняет поставки с запада на восток, — признает высокопоставленный европейский дипломат. — Придется доказывать, что это норвежский газ!» Европейцы прекрасно осознают роль такого рода ограничений, потому что пытаются добиться их отмены по антимонопольному следствию, которое еще задолго до украинского кризиса открыл еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния (Joaquin Almunia).

Осторожность


В этой области, как и в вопросе санкций, ЕС предпочитает действовать с осторожностью. Европейские государства стремятся диверсифицировать собственные каналы снабжения и вовсе не застрахованы от возможных газовых репрессий со стороны России. В 2006 и 2009 годах Москва уже дважды отключала Украине газ, оставив без тепла немало домов в наиболее зависимых от него странах Центральной Европы. На Газпром в общей сложности приходится треть поставляемых в ЕС объемов. А через Украину до сих пор идет 40% этого газа, несмотря на открытие проложенного по дну Балтийского моря трубопровода «Северный поток». В субботу министр энергетики Украины Юрий Продан пообещал, что его страна продолжит транзит, и заявил о намерении обратиться в стокгольмский суд для урегулирования спора с Россией.

Однако в тот же самый день Алесей Миллер усилил давление и потребовал от Украины выплатить 11,4 миллиарда евро. По мнению Москвы, именно столько не досчитался российский бюджет за четыре года из-за предоставленного Украине льготного тарифа на газ и сниженных таможенных пошлин по соглашению о присутствии в Крыму Черноморского флота. Оно стало недействительным после присоединения Крыма к России.