На той неделе бывший шеф «Нокиа» Ансси Ванйоки жаловался на семинаре организованной Финляндской ассоциацией венчурного капитала, что «финские установки и атмосфера все больше напоминают настроения в стране Советов» (HS 30.03.).
Место для подобных утверждений было подобрано довольно-таки странно, но соотношение между трудом и капиталом в Финляндии все больше начинает напоминать Советский Союз.
В свое время, наиболее существенной разницей между СССР и Западом являлось распределение доходов. В конце 1980-х годов в западных странах не менее 60% ВВП выделялось на зарплатный фонд трудящихся и Финляндия не стояла в стороне от общей тенденции. А в то же время в Советском Союзе зарплаты составляли порядка 37-38% от национального продукта.
Как известно, Карл Маркс, именем которого клялся СССР, определял степень эксплуатации и ограбления трудящихся, как раз таки переменчивостью этой процентной ставки. Уменьшение доли приводит к ужесточению власти «капиталистов-эксплуататоров», а ее увеличение – к облегчению нагрузки на производителей материальных благ, соответственно. Что тут – ирония судьбы, или с легким паром, – но Советский Союз опираясь на это определение классика, грабил своих трудящихся почище, чем промышленно развитые западные державы.
После экономического спада 1990-х годов доля зарплатного фонда от ВВП Финляндии рухнула и весьма существенно: все большее количество евро оседает в кармане работодателей, либо выплачивается в виде доли акций владельцам. В последнее десятилетие зарплаты составили в разные годы всего 45-48% от пирога.
Так что, если пользоваться этим мерилом, то нам удалось сократить расстояние, отделявшее еще в конце 1980-х годов Финляндию от СССР, почти вдвое.
Хотя в Советском Союзе никогда не выплачивалась достойная зарплата, именно труд там почитался превыше всего. Зарплата считалась минимальным требованием к обретению человеческого достоинства, а всякого рода тунеядство и нетрудовые доходы жестоко карались как преступление против всего общества.
В 1972 году генсек КПСС и лидер СССР Леонид Брежнев провозгласил, что его страна идет историческим курсом, создавая для своих трудящихся развитое социалистическое общество.
В современной Финляндии труд также ценится. Старая народная мудрость, гласящая, что «дурак много трудится – мудрый справится и меньшим», забыта. Политики, начиная от «президента всего трудового населения», призывают нацию трудиться – не лениться, хотя доподлинно известно, что большая часть безработицы есть результат структуры общества.
Печально известная участь комитета «Сата», занимавшегося в период II правительства М.Ванханена, реформированием социальной сферы, доказывает, что структурных изменений никто не жаждет. Количество трудодней вызывает восхищение, но именно этот факт не свидетельствует ни о добродетельном старании в поте лица, ни о неэффективном расходовании рабочего времени – ни о чем вообще.
Совсем, как в Советском Союзе.
Одним из наболевших вопросом в городах и муниципалитетах Южной Финляндии является социальная изоляция. А ведь было время, когда богатые и бедные жили душа в душу по соседству, а что теперь? Нынче первые сосредотачиваются на своих финских «рублевках», а вторым предоставлена возможность вариться в собственном соку.
Во всех столицах стран теперь уже бывшего коммунистического блока был свой элитный район: и в Москве, и в восточном Берлине, и т.д. Там сильные мира сего жили в своем навороченном по тем временам жилье на безопасном расстоянии от рядовых граждан с их всплесками раздражительности, если не бешенства. При необходимости светлая жизнь обеспечивалась незаконными валютными счетами в офшорах – именно на таких счетах в последнее время погорели некоторые граждане Финляндии, именно на них ушел кусок зарплат, честно заработанный населением, но так и не выплаченный.
Однако всякий раз, как я сетую на то, что в этом аспекте Финляндия начинает быть похожей на СССР, то в ответ слышу, как меня посылают в тот самый СССР, в ту самую несуществующую более страну, где я не был никогда.
Да не особенно-то и хотелось.
Томми Ушанов, свободный колумнист и автор научной фантастики.